Опубликовано 10 января 2017 в 13:30

Развитие временных представлений у дошкольников 3–4 лет. Формирование знаний о последовательности частей суток.


В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и название частей суток: утро, день, вечер, ночь; обозначение последовательности логически-связанных событий в несложных сюжетах.
Формированию этих представлений способствует четкий распорядок дня, в определенное время подъем детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятие, игры и др.

Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день-ночь, утро-вечер. Так же рассматривание картинок, на которых изображены определенные, характерные для отдельных частей суток явления. При этом необходимо опираться на детский опыт, активизировать их воспоминания о той или иной деятельности. Спросите у ребенка, что он делал утром, вечером и т.д.
Упражнения на ориентировку во времени требуют многократного повторения, пока ваш ребенок не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией. Для более успешного обучения ребенка можно использовать наблюдения, рассматривать иллюстрации связанные со сменой частей суток. Самое главное вызвать интерес у ребенка, подбирать яркие и красочные картинки.

Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений и накопления жизненного опыта. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времени года, дней недели и повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.

В разных видах деятельности у детей складываются представления о времени и его единицах (час, день, сутки). Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей.

Такие понятия как день и ночь являются первыми в практическом понимании детьми частей суток. Проговаривайте с ребенком: « ночью темно и мы спим, а днем светло и мы играем».

Чтобы этот процесс был интересным, создайте с ребенком фотоальбом изменений частей суток, а затем этот альбом перелистывайте вместе с ребенком и отмечайте изменения.

На прогулке обращайте внимание детей на систематические изменения в природе. Наблюдайте за сменой частей суток, это позволит создать у вашего ребенка отчетливые разносторонние временные представления.

Не торопите ребенка, играйте с ним, ведь в игровой форме деткам намного легче усвоить новые знания, и все у вас получится!

Спасибо за внимание!

Адаптация к детскому саду.

Поступление в детское учреждение представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление детского организма к новым условиям. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, и требует адаптации к новым условиям.

Что такое адаптация?

Термин «адаптация» означает приспособление. Различают биологическую и социальную адаптацию. Под биологической адаптацией понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное присобление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения. Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании. Наряду с биологической осуществляется и социальная адаптация – это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. Уже в семье ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, детьми. Он осваивает первые навыки общения с окружающими, у него формируются элементарные трудовые действия, возникают игры. Ребенок начинает осваивать нормы отношений между членами семьи, на основе которых формируются стереотипы поведения. Сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно изменяются, когда ребенок приходит в детский сад. Он начинает активно контактировать со сверстниками. Его жизнь организуется взрослыми, не членами семьи, по новым правилам и режиму, к нему предъявляются новые требования. Следовательно, ребенку необходимо быстро приспособиться к изменению окружающих условий, выработать новые или перестроить имеющиеся привычки и формы поведения.


Как помочь ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад. (советы родителям)

Психологи считают, что девочки созревают для детского сада к трем годам, а мальчики к четырем. Приживется ли ребенок в коллективе, во многом зависит от его настроя и предварительной подготовки: Не проявляйте беспокойства по поводу предстоящего события и не жалейте малыша, как будто готовится что – то ужасное. Скажите, что он сможет пообщаться с другими детьми и завести друзей, что в саду много книжек и игрушек, прогулки, праздники, музыкальные и физкультурные занятия и.т.д. Тогда ребенок с радостью воспримет перемены. Готовьте ребенка к общению с детьми и взрослыми, посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочнице, на качелях, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет. Расскажите также, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. В первые дни посещения садика оставляйте ребенка на 1 – 2 часа и забирайте домой перед дневным сном. Постепенно увеличивайте время пребывание в саду, за месяц он привыкнет, и будет ходить в садик с удовольствием. Подберите одежду и обувь для садика, чтобы в ней было удобно, без сложных застежек: пуговицам, крючкам и шнуркам предпочтите липучки. Приготовьте запасной комплект одежды в пакете – мало ли что может случиться. Дайте ребенку в садик его домашнюю игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто с ней играл, было ли ей весело. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая – нибудь из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.


© Ссылка на источник: http://sch364v.mskobr.ru/dou_edu/detskij_sad_1205/conditions/rabota_specialistov/sovety_psihologa_po_adaptacii_rebenka_k_detskomu_sadu/