Опубликовано 24 апреля 2019 в 22:55

Консультация для родителей «Читаем детям»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ:

  • 1.Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  • 2.Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  • 3.Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  • 4.Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  • 5.Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  • 6.Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  • 7.Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  • 8.Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  • 9.Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  • 10.Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ СДЕЛАЮТ ЧТЕНИЕ ВСЛУХ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ:

  • 1.Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  • 2.Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
  • 3.Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
    Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
  • 4.Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
    В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
  • 5.Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  • 6.Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  • 7.Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
  • 8.Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
  • 9.Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
  • 10.С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно.
  • 11.Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
  • 12.Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

ЛУЧШИЕ СКАЗКИ И СКАЗОЧНЫЕ ПОВЕСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Героев, населяющих эти книги, знает каждый взрослый, истории о них не надоедают и не устаревают, учат думать, радоваться, мечтать, сочувствовать, и остаются с ребенком теплыми воспоминаниями на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, не пожалейте времени, чтобы познакомить своего малыша с этими чудесными произведениями!

Совет: Выбирая первые сказочные повести для детей 5 лет, обязательно ищите книги большого формата и с красочными иллюстрациями на каждой странице - если в книге много картинок, сюжет лучше воспринимается.

Как правило, пятилетний ребенок способен удерживать внимание на повествовании не более 40 минут, так что каждая из этих книг - это чтение на много вечеров вперед.

Совет: Если, начав читать длинную историю, вы увидите, что ребенок сложно запоминает сюжетные линии или последовательность событий, можно прибегнуть к маленькой хитрости. Так как все эти истории давно вошли в золотой фонд детской литературы, по каждой из них можно найти фильмы или мультфильмы. Посмотрев мультфильм, снятый на основе выбранного вами произведения, ребенок будет воспринимать сюжет книги намного легче.

Источники:

Консультация для родителей.

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка»

§ Чистый воздух играет большую роль в развитии детей. Наиболее важным для человека является кислород.

§ Кислородом человек дышит и удерживает его из воздуха в количестве 5,3%. Кислород нужен для развития клеток головного мозга. Через 2 часа пребывания детей в групповой комнате, воздух считается загрязненным и количество кислорода значительно снижается. Важно пребывание детей на солнце. Ультрафиолетовые лучи способствуют образованию в организме витамина Д, который помогает усваивать кальций, необходимый для роста и развития костей. Солнечные лучи обладают бактерицидными свойствами; солнечный свет оказывает благотворное влияние на нервную систему.

§ Прогулки на свежем воздухе, солнечные ванны – это, прежде всего закаливание детей, которое повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

§ В плохо проветриваемых помещениях в воздухе увеличивается количество углекислого газа, повышается температура, влажность и бактериальная загрязненность.

§ Воздух закрытых помещений может представлять опасность в эпидемиологическом отношении, так как в нем содержится большое количество микробов, нередко патогенных (болезнетворных). Загрязненный воздух закрытых помещений при длительном пребывании в них детей может оказать неблагоприятное влияние на организм детей, ухудшить их самочувствие, вызвать жалобы на духоту, головные боли, потливость.

§ Поэтому продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов, 3 раза в день: утренней прием детей на улице, дневная прогулка и после дневного сна вечерняя прогулка.

Что дают прогулки вашему ребёнку?

Есть целый ряд весьма практических причин, зачем детям необходимо гулять каждый день.

Первая и самая известная - кислород.

А точнее, получение более насыщенного кислородом, чем в помещении, воздуха. Несмотря на состояние экологии в больших городах, воздух вне помещения до сих пор более «свежий», чем внутри него. Кроме того, для многих будет откровением, что он менее насыщен разного рода вредной «химической» пылью, чем в доме - если, конечно, вы не избегаете использования пластиков, синтетических материалов и моющих средств в вашей квартире. И заодно, кстати, не теряете омертвевшие частички кожи, составляющие большую часть домашней пыли, в том числе взвешенной в воздухе. Конечно, такие условия жизни не смертельны. Но регулярное получение более насыщенного кислородом воздуха (не в минутно-гомеопатических дозах) стимулирует кровообращение, улучшает аппетит, повышает мозговую активность вашего ребёнка.

Вторая и вполне очевидная - получение впечатлений, отличных от домашних.

Причём не только по содержанию, но и по своим свойствам. Например, на улице или в парке совсем другое ощущение пространства, чем в доме. На улице совсем другие развлечения, возможности для эксперимента и опасности. Те же растения на улице можно не только посмотреть, как на картинках, и тихонечко пощупать, как декоративные в горшочках, но и ходить по ним, прятаться в них, рвать их, вдыхать их насыщенный от количества аромат.
Получение разнообразных по содержанию и качеству впечатлений способствует умственному развитию ребёнка и расширяет его знания о мире.

Причина третья - больше двигательной активности.

Гиподинамия - один из бичей человека XXI века. От неё страдают не только внешний вид и физподготовка ребёнка, но и общее состояние здоровья. На прогулке гораздо больше поводов и возможностей для движения, будь то пешие прогулки, пробежки, игры со сверстниками, прыжки или разного рода ползания-лазания. Следите, чтобы ребёнок на прогулке не читал/рисовал, а играл или хотя бы ходил пешком. Исключение можно сделать для прогулок более 2-3 часов и жарких летних дней.

Дополнительное социальное развитие.

Игры на детской площадке или в парке - отличный повод научиться заводить знакомства, строить отношения, лучше узнать людей и их особенности, научиться разрабатывать правила поведения и следовать им без окрика взрослых. В общих играх легче найти друга по интересам, чем в некой «официальной» группе вроде школьного класса, где, помимо вынужденности общения, может психологически давить формализованная обстановка.

Профилактика близорукости.

Ничто так не способствует сохранению зрения, как воздействие солнечного света на сетчатку два-три часа в день. Учёные установили, что дети, ежедневно проводящие на улице много времени, реже имеют проблемы со зрением, даже если много читают и работают за компьютером. «Лампы дневного света» в этом отношении, увы, никак не могут заменить солнышко, даже скрытое за тучами. Важно! Смотреть прямо на солнце не только не полезно для зрения, но и опасно для глаз. Лучше смотреть на небо, с той стороны, где нет солнца - вот это полезно.

Заряд позитива.

Психологи заметили, что дети, которые много гуляют, играя со своими сверстниками или же в одиночестве - по своему желанию - реже страдают детской депрессией, более стрессоустойчивы и чаще пребывают в хорошем настроении. Хотите верьте, хотите нет, но и это - практическая польза!

Так что, дорогие родители, прогулка для детей должна быть не наградой за хорошее поведение, а ежедневным явлением гигиенического значения.

Во время прогулок чередуют спокойные игры с подвижными. Летом особенно увлекательны и полезны игры с водой. Для этого можно использовать простой широкий таз или корыто с водой, предварительно подогретой на солнце. В воду опускают пластмассовые, резиновые или деревянные игрушки, которые малыш вылавливает небольшим сачком, вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В зимнее время также желательны прогулки на площадке, где ребенок мог бы активно двигаться и играть. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Источник: http://virtualtaganrog.ru/maps/news/progulki-i-ih-znachenie-dlja-ukreplenija-zdorovja-rebenka.html

Консультация для родителей: КРИЗИС 3-Х ЛЕТ или "Я САМ!"

Вашему малышу скоро 3 года или уже есть. С каждым днем он становится все самостоятельнее, но не всегда это радует родителей.

- Я сам! - говорит карапуз, и фарфоровая чашка неминуемо летит на пол.

- Я сам! – И вы терпеливо ждете, пока непослушные детские пальчики зашнуруют ботинки.

- Я сам! – И малыш уверенно карабкается на папину стремянку.

- Я сам! Я сам! Я сам! – И мамино сердце замирает снова и снова.

Все это происходит не только с вашим ребенком, но и с абсолютным большинством трехлетних детей. Есть даже научное определение этому поведению – «Кризис 3 лет» или кризис «Я сам!» (возраст от 2,5 до 3,6 лет).

Родителям может казаться, что ребенок стал капризным, агрессивным, упрямым, что он сознательно рвет те связи, что существовали до сих пор между ним и его близкими.

«Кризис 3 лет» - это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, если хотите, завоевание своего социального статуса ребенком. Ваш малыш уже осознает себя самостоятельным. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание. Матери легче одеть ребенка самой, чем ждать, пока он застегнет пуговицы, зашнурует ботинки. Стремление к самостоятельности в этом возрасте можно подавить без особых усилий. Что для этого нужно? Почаще повторять: «Ты не сможешь! Нельзя! У тебя ничего не получится! Ты сломаешь! Ты разобьешь! От твоей помощи только хуже! Ты всегда все портишь!». И, наконец, самый железный аргумент: «Ты еще маленький!»

Все! Самостоятельности больше нет! Лет на 10 – точно, при своевременной «профилактике» - на всю жизнь.

Вас радует такая перспектива? Если «Да» - предлагаю дальше не читать. Если «Нет!» - переходим к главному.

Психологи утверждают, что на протяжении всей своей жизни человек проходит через определенные этапы или кризисы, которые и формируют его личность. У каждого кризиса своя цель – это может быть формирование доверия к миру (первые месяцы жизни), формирование самосознания (подростковый возраст), и т.д. Если что-то помешало человеку добиться цели, то через всю жизнь он пронесет, например, недоверие к миру (если не приобрел доверия к миру в первые месяцы жизни).

Что же формируется в 3 года? Если ребенку повезет - инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие. Если не повезет – неуверенность, страх социальной оценки, инертность, лень, патологические привычки.

Мы хотим, чтобы вашему ребенку повезло, а потому возьмем на себя смелость дать некоторые советы:

  • Поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность (мыть посуду, подметать, чистить картошку и т.д.).
  • Позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вам это ни стоило.
  • Приобщайте малыша к совместному труду.
  • Оценивайте не ребенка, а его поступки (не «ты – неряха», а «ты сделал неаккуратно»).
  • Хвалите не только за результат (например, застегнутые пуговицы), но и за попытку сделать что-нибудь.
  • Сами приобщайтесь к детской игре.

Развивайте сюжетно-ролевую игру (пусть ребенок будет парикмахером, врачом, мамой, папой и т.д.). Значение игры в этом возрасте переоценить невозможно. Вы никогда не добьетесь эмоционального контакта, только обслуживая физиологические потребности ребенка (одеть, обуть, накормить), но у вас появятся шансы все изменить, если будете уделять совместной игре хотя бы полчаса времени.

Помните! Ваши слова не должны расходиться с поступками.

Ребенок не может быть одинаково и послушным, и самостоятельным! Вам придется делать выбор в пользу чего-то одного.

Источник:  http://mdou132-kem.ucoz.com/index/krizis

Консультация для родителей «Безопасность детей летом»

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod110.htm

Уважаемые родители, для многих из нас лето - это самое долгожданное и любимое время года. И взрослым и детям нравится резвиться на зеленой мягкой травке, греться под теплыми солнечными лучами.

Но мало кто знает, что именно летом увеличивается количество травм и отравлений, ухудшается здоровье. Такая ситуация приходится на самый разгар жары - июль. Особенно беззащитны маленькие дети 1-3 лет. В этот период малыши очень шустрые и любопытные: хотят все взять в руки, погрызть, потрогать или за секунду залезть в опасное место. Особенно привлекательны водоемы, ямы, кусты и заросли, ягоды, костры, высокие лестницы и др. Во время прогулки родители всегда должны быть начеку и не оставлять ребенка без внимания. Рекомендуется взять с собой небольшую домашнюю аптечку со всеми необходимыми медикаментами и медицинский страховой полис малыша.

Травмы

Не каждый родитель может сразу и точно определить, когда ребенок сломал кость и просто сильно ушибся. Переломы наиболее часто сопровождаются болью, потерей подвижности, а в месте перелома конечность может изменить форму и др.

Если ребенок сломал кость, незамедлительно окажите ему первую помощь: прежде всего, необходимо обездвижить поврежденную конечность и успокоить ребенка. Постарайтесь обратиться в медпункт как можно быстрее. В таких случаях недопустимо заниматься самолечением! То же самое нужно сделать при вывихе.

Ни одно детство не проходит без царапин, ссадин и ушибов, ведь любопытные малыши стремятся изучить все новые и неизвестные для них места.

Если ребенок порезался, в первую очередь необходимо промыть рану и постараться остановить кровотечение, обработайте зеленкой, наложите стерильную повязку. При ушибах нужно приложить холод к синяку или шишке.

Солнце

Летом большую часть времени мы проводим на улице под палящим солнцем. Прямые солнечные лучи очень опасны для маленьких детей, которые могут быстро получить ожог или тепловой удар. Особенно опасно время с 10:00 до 15:00, когда солнце наиболее активно. Его лучше переждать в тени либо чередовать. Родители должны заранее подготовиться до наступления лета: заранее приобрести легкую панамку и специальный защитный крем для детей.

При прогулке с ребенком на открытой местности рекомендуется придерживаться следующих правил:

надевайте на голову ребенка панамку или тонкую легкую шапочку;

одевайте ребенка только в легкую «дышащую» и свободную одежду из натуральных тканей;

на открытые участки кожи малыша наносите тонким слоем детский защитный крем каждый час и сразу после купания. Если ребенка нельзя мазать таким кремом, просто не оставляйте его под открытым солнцем;

не оставляйте ребенка на солнце более чем на 30 минут;

периодически чередуйте пребывание на солнце и в тени. Организм малыша должен успевать охлаждаться;

давайте ребенку как можно больше питья. Заранее возьмите с собой воду, чай или соки, ведь по близости может не оказаться ни одного магазина;

не оставляйте малыша без внимания рядом с открытым огнем. Одно неосторожное движение и он может получить серьезный ожог. Но если ребенок все-таки получил ожог, это место нужно охладить и наложить свободную стерильную повязку. Ни в коем случае не вскрывайте образовавшиеся волдыри и не затягивайте рану. Постарайтесь как можно быстрее обратиться к врачу.

Насекомые

С наступлением тепла на улице появляется большое количество насекомых. Некоторые из них безвредны (бабочки, муравьи, божьи коровки, кузнечики и др.), а другие представляют угрозу для ребенка (мухи, клещи и комары, мошки, клопы и др.). В помещении можно использовать фумигатор, который не поглощает кислород, или установить на окна специальную москитную сетку (марлю). Обязательно носите в своей сумочке специальные салфетки-репелленты. Их запах будет отпугивать насекомых в течение нескольких часов.

Остерегайтесь плеч, ос и шмелей: их укусы очень болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию. Чтобы защититься от укусов клещей, обязательно надевайте головной убор, штаны и кофту с длинными рукавами, а на ноги - закрытую обувь.

Отравления

У многих людей есть свои сады и огороды, где летом созревает множество различных ягод и плодов. Тут возникает соблазн угостить ребенка немытыми ягодами прямо с куста или напоить парным молоком. Для более «взрослых» деток такое молоко не представляет опасности, а у малышей может вызвать кишечные расстройства или инфекционное заболевание.

Чтобы Ваш малыш не получил пищевое отравление летом старайтесь придерживаться следующих правил:

нельзя поить кроху сырой водой, даже очищенной через фильтр. Перед употреблением ее лучше прокипятить. Всегда тщательно мойте ягоды, овощи и фрукты из огорода;

на жаре всем продуктам свойственно быстро портиться. Скоропортящиеся продукты нужно съесть в течение 1-2 часов, если они лежат не в холодильнике.

мойте руки перед каждым приемом пищи, особенно после улицы.