Опубликовано 30 декабря 2019 в 12:15

Консультация для родителей

«Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста».

При благоприятных условиях воспитания и развития, к четырем годам ребенок усваивает звуковую систему языка (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса и т.д.). Накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные; начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.Вместе с тем у ребенка активно формируются языковые обобщения. Ребенок овладевает основными грамматическими формами: он употребляет множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно – ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение. В речи начинают появляться сложные по структуре предложения, состоящие из главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные с помощью союзов. Дети осваивают навыки разговорной речи и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера.
Однако в речи детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте многие дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят ) шипящие [ж, ш, ч, щ], сонорные [р, рь, л, ль] звуки, а некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием и артикуляционного аппарата, и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса.
Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Существует проблема новых словообразований. Стремление к созданию новых слов появляется у ребенка в результате творческого освоения богатств родного языка.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативна, в ней преобладает экспрессивное изложение.

Игры по воспитанию звуковой культуры речиВоспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3 – 4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит «ду – ду», колокольчик звенит «динь – динь». Таким образом закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков), отрабатывается с помощью специального речевого материала. Это шутки – чистоговорки («Бы – бы – бы – идет дым из трубы»), потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» родители предлагают выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками [ш] и [ж]. («Ша – ша – ша – мы купаем малыша; шу – шу – шу – дам грибочек малышу; ши – ши – ши – где гуляют малыши? Или жа – жа – жа – мы увидели ежа; жу – жу – жу – мы грибок дадим ежу; жи – жи – жи – где грибы берут ежи?»). Такие упражнения (их можно сопровождать действиями с игрушками: елочкой, ежом, грибочком) помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произношении слова, фразы, ребенок начинает понимать термины «звук», «слово».
Необходимо также в этом возрасте уделять пристальное внимание воспитанию интонационного чутья, темпу речи, дикции, силе голоса, поскольку здесь заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводятся игры «Узнай по голосу», «Чей это голосок?». В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим и тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
От звукового оформления высказывания зависит его эмоциональность и выразительность, поэтому нужно научить детей отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании. Детям предлагаются чистоговорки, фразы из стихотворений; они произносят их с разной силой голоса. Здесь очень важно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

Формирование словаряВ словарной работе главное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающего ребенка жизни, активному применению разных частей речи – не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, и не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы что это? кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?) а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?». От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению свойств и внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению с другими предметами (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое яблоко, а какой апельсин? Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
При назывании действий предмета или объекта или действий с этим предметом дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками «Что сначала, что потом?». На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой – развешивает его. Ребенок не только называет действия (стирает, развешивает), но и может рассказать о том, как девочка играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит – делает зарядку, обедает – моет посуду).
Рассматривая картинки, дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня …(маленькая); красный карандаш длинный, а синий …(короткий), зеленая лента узкая, а белая …(широкая), одно дерево высокое, а другое …(низкое), волосы у куклы Кати светлые, а у Тани …(темные).
У детей формируется понимание и умение употреблять обобщающие понятия (платье, рубашка – это одежда; кукла, мяч – это игрушки; чашка, тарелка – это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, вагоны – поезд).
Дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба … (плывет); дом строят – суп … (варят); мяч сделан из резины – карандаш … (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки … (ложки, вилки); кофта, платье … (рубашка, юбка, брюки).
С помощью иллюстративного материала проводится работа по ознакомлению с многозначными словами (ножка стула – ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки – ручка у зонтика – ручка у чашки; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у елки).
В целом словарная работа направлена на подведение детей к пониманию значений слов, обогащение его смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
Формирование грамматического строя речиВ младшей дошкольной группе большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использованием в речи грамматических средств, а также активный поиск ребенком правильной формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). В играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки). Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игра «В прятки» помогает освоить эти грамматические формы. Игрушки прячут в разных местах, а дети, находя их, называют правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати.
Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся – умывается, оделся – одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает – не летает», «Кто что делает»).
Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, предметов посуды образуются с помощью разных суффиксов (заяц – зайчонок – зайчата, сахарница – хлебница).
Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного словообразования (вошел – вышел, пришел – ушел). Так, в играх «Молчанка», «Сова» дети учатся образовывать слова суффиксально – префиксальным способом (выйди – войди – отойди; залезь – вылезь, закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).
Дети знакомятся также со способами образования глаголов на материале звукоподражаний (воробей чик – чирик – чирикает, утка кря – кря – крякает, лягушка ква – ква – квакает) и названий музыкальных инструментов при помощи суффиксов (на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу?» такие вопросы подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, и оно имеет свое название.
Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете в группе, зале, дома?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?». Такие игры можно проводить на улице, спрашивая о временах года, о знакомом ребенку окружении.
В работе над синтаксисом речи необходимо развивать умение строить предложения разных типов – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребенку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, в игре «Что умеет делать Гена?» взрослый начинает, а ребенок заканчивает: «Гена умеет … пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать). Ребенку предлагаются картинки, и он называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картинке, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу разными средствами связи.

Развитие связной речиРазвитие связной речи происходит на основе пересказа ребенком литературного произведения, рассказа об игрушке и составления рассказа по картине. Ребенок подводится к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно. При рассматривании картин ребенок учится сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, и только после этого они составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
Необходимо формировать у ребенка представление об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа. Сначала при рассматривании предмета (или игрушки) взрослый привлекает внимание ребенка к особенностям и характерным признакам предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка». Ребенок находит описываемые предметы сначала по двум – трем заметным признакам, а затем по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемому предмету.
Ребенка надо учить точно и правильно называть предмет (или игрушку). Умение называть предмет и его признаки развивается в играх «Что за овощ?», «Что за предмет?», «Что у кого?», а также в играх – соревнованиях «Кто больше скажет про куклу, … зайца, … медвежонка?». Поощрением за правильные ответы может быть приз (ленточки, флажки, кружочки), что стимулирует активность ребенка. Умению быть внимательным при перечислении признаков и находить ошибки при описании предмета ребенок обучается в играх «Что напутал Буратино?», «Правильно ли сказал Незнайка?».
При рассматривании предметов (или игрушек) ребенок отвечает на вопросы, которые помогают описать предмет, его свойства, качества, действия, назначение и подойти к составлению рассказов. Сначала взрослый привлекает внимание ребенка к особенностям и характерным признакам предмета. При описании предмет сначала называется (это … зайчик), далее раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности, характерные признаки, а также действия (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта). При описании широко используется совместное рассказывание. Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Это … (лиса). Она … (рыжая, пушистая, мягкая, золотистая). У лисы … (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит … (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится … (играть с этой игрушкой)».
Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы повествовательного типа. Надо развивать у них умение видеть структуру рассказа (начало, середину, конец), активизировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации (например, сюжет с глаголами общения или движения: спросил – ответил, попросил – сделал, побежал – догнал), так как глагол является основным средством развития сюжета.
Формированию умения видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия персонажей в их последовательности (девочка спит – делает зарядку, мальчик строит – собирает игрушки, дети идут в лес – собирают грибы – уходят домой с полными корзинами). Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи, что делает … (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом». В игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а ребенок – его продолжение: «Зайчик испугался и … (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и … (ушла, заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонацию окончания предложения.
Необходимо давать ребенку разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить ребенка строить высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик … Там он встретил … Они стали …), а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов нужно дать почувствовать ребенку интонацию первого, ценрального и конечного предложения, так как это важно при формировании умения построить текст даже из трех предложений.
При совместном рассказывании функцию планирования берет на себя взрослый. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. В повествование можно включать диалоги действующих лиц, и здесь очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку еще раз рассказать, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить ребенка в игре – драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»), подсказывая определенную последовательность повествования или описания. В текст повествования можно включить элементы описания и подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.
Для поддержания интереса к играм – инсценировкам можно специально подобрать набор игрушек: елочку, девочку с корзинкой, ежика с ежатами, грибы разных расцветок и размеров, белочку, сосну, шишки, зайчика, медвежонка. После рассматривания игрушек взрослый распределяет роли и предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей.
Очень важно учитывать разный речевой уровень ребенка: ребенку с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие, но довольно сложные по содержанию схемы («Наступила … Ребята … Они стали … И вдруг … Тогда … ». «Однажды дети … Видят … Они говорят ему … И тогда … »). В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного опыта (о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни. Об интересных событиях в жизни ребенка и его близких). Фонетические и грамматические упражнения могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, и активно вовлекать в совместное рассказывание и игру – драматизацию.
Речевые игры:
«Скажи, какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Ход: взрослый достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.
Ход: взрослый показывает ребенку картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Ребенок исправляет ошибки: цыпленок желтый, клюет зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.

«Что напутал Буратино?»
Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их.
Ход: в гости к нам пришел Буратино со своим другом утенком. Рассказывая о своем друге, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит «Мяу!». Ребенок исправляет неточности.
«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Ход: взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем о том, какая она красивая.
- Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.
Взрослый начинает: «Наша Таня … (самая красивая). У нее … (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

«Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Ход: взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой – коричневый и маленький.
- Назови, кто это и чем они отличаются? (Один медведь большой, он черный.)
- Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
- Как можно назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

«Назови одним словом»
Цель: закрепить представление об обобщающих словах.
Ход: взрослый спрашивает: вспомни, на чем спят куклы? (На кроватях.) Куда кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)
- Я начну говорить, а ты продолжай: кровать, шкаф … (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у нас дома?
- Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки … (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на тебе?
- Куклы сели за стол. А на столе стоят … (тарелки, чашки, блюдца). Лежат … (ложки, вилки). Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)
- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты знаешь и любишь?

«Кто что умеет делать»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ход: взрослый показывает ребенку картинки с изображением животных а ребенок говорит, что эти животные любят делать, как кричат. Например, кошка – мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком шерсти; собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает.
«Где что можно делать?»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход: взрослый:
- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать.)
- Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, катере или теплоходе, ловить рыбу.)

«Закончи предложение»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Ход: взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: «Оля проснулась и … (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и … (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и … (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и … (заплакала, не стала разговаривать с детьми)». Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
В обучении составлению повествовательных текстов большую роль играет совместное рассказывание. При этом взрослый должен для себя составить схему рассказа, которую ребенок будет заполнять. Можно предложить придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети только что составляли: «Как – то раз Оля … (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она … (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой … (мячи, прыгалки). На полянке … (они увидели зайчика), который … (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг … (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле … (стало очень весело)».
«Игра – инсценировка с игрушками»
Цель: учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.
Ход: сначала взрослый читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а … заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями сказки.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Понятие "социальный интерес" ввел в науку австрийский психолог Альфред Адлер. По его мнению, социальный интерес выступает в качестве основы социализации, интеграции индивида в окружение, психологического благополучия и устранения ощущения социальной неполноценности. Современная психология рассматривает социальный интерес как внутреннюю побудительную причину, направляющую деятельность субъекта на удовлетворение потребности в познании социального мира, общении и взаимодействии с другими людьми, на получение социального одобрения и признания. Удовлетворение этой потребности связано не с результатом, а с процессом деятельности. Социальный интерес обеспечивает внимание субъекта на потребностях и чувствах других людей, готовность человека к сотрудничеству и склонность оказывать безвозмездную помощь и поддержку другому [2]. Характеризуя социальный интерес как проявление отношения к социальной жизни можно выделить в нем три базовых параметра: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный критерий представляют социальные знания - знания о социальных потребностях и условиях их удовлетворения, а также о нормах общественного поведения. Эмоциональный критерий представляют социальные эмоции и чувства, эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность. Поведенческий критерий представляет направленность на восприятие собеседника, способность к коллективному взаимодействию и коллективному творчеству, а также открытость в отношениях с окружающими.

Социальный интерес начинает проявляться с первых лет жизни ребёнка, но активное развитие социально-перцептивных способностей происходит в условиях расширения круга общения, когда ребёнок выходит за пределы семьи и попадаёт в мир сверстников, взрослых, где он научается отстаивать своё мнение и считаться с другой точкой зрения [3, 4]. Дошкольное детство - период активного овладения социальными навыками и умениями. Потребность в социальном развитии в дошкольный период очень высока. Многогранность, разнообразие, противоречивость и неоднозначность социального мира – создает основание для развития социального интереса ребёнка в процессе его познания и понимания. Но для того чтобы, ребёнок смог стать частью социального мира, взрослым необходимо научить ребёнка понимать других людей, помочь освоить систему общения, существующую в данной микросреде, сформировать у ребёнка культуру отношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми.

По периодизации Д.Б. Эльконина развитие дошкольника ориентировано на познание норм отношений между людьми и общественных функций людей. Ведущим видом деятельности выступает – игровая [8]. Ребенок в игре моделирует отношения и действия взрослых, копируя их поведение в трудовых и бытовых ситуациях осваивает новые социальные роли. Он испытывает сильное желание включиться в жизнь взрослых, активно в ней участвовать, влиться в этот огромный социальный мир. Но для того, чтобы ему были доступны такие эмоции, как сочувствие, сострадание, отзывчивость, ответственность, щедрость, чувство вины и стыда - необходима большая поддержка взрослого. Именно взрослый, родитель, педагог может развить у ребёнка соответствующие социальные эмоции, поскольку к этому возрасту, ребёнок обладаёт уже определённой гаммой эмоциональных переживаний [3]. Включая ребенка в различные виды деятельности, взрослый создаёт широкий спектр возможностей для накопления социального опыта, воспитывает эмоциональную отзывчивость и закладывает основы нравственных чувств и эстетических эмоций.

Эффективным ресурсом в развитии социального интереса может стать совместная художественная деятельность в системе «взрослый-ребёнок». Дети младшего дошкольного возраста легко погружаются в любую художественную деятельность, будь то - изобразительная, музыкальная или театрализованная. Развивая ребёнка искусством и через искусство, взрослый получает широкий спектр возможностей для воспитания эстетических эмоций, формирования социально-нравственных представлений, накопления сенсорного опыта. Обсуждение различных ситуаций из сказок, рассматривание книжных иллюстраций или картин, участие в ролевых играх по сказочным сюжетам позволяют ребёнку постичь многоликий мир человеческих отношений, научиться выражать эмоции и ощущения, интерпретировать поступки и чувства действующих лиц, и наконец - пережить радость в совместной деятельности.

Театрально-игровая деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности и социального интереса [5]. Театрализованная игра – это деятельность по моделированию заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности [6]. В ходе такой деятельности учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавая свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном и социализироваться в этом мире. Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость и сломать барьеры социально-коммуникативного общения, эффективно решать коммуникативные задачи [1, 6, 7].

Значение театральной деятельности в дошкольном возрасте очень велико, так оно:

üПомогает сформировать модель поведения, этически ценные способы общения, активно вовлекая детей в социальное взаимодействие;

üповысить общую культуру ребенка, приобщая к духовным ценностям;

üзнакомит с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями;

ü прививает устойчивый социальный интерес;

üсовершенствует навыки воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, нового поведенческого опыта;

üспособствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

üдает элементарные представления о видах театральной практики;

üразвивает навыки публичного выступления и творческого содружества [6].

Мы предположили, что в условиях совместной театрально-игровой деятельности детей при поддержке взрослых социальный интерес у младших дошкольников будет развиваться более активно. Понимание вышеописанного привело нас к определению цели своей экспериментальной деятельности - разработать и апробировать программу комплексного развития структурных компонентов социального интереса дошкольников средствами театрально-игровых технологий в формате проекта. В связи с этим в 2016-2017 гг. нами был разработан и апробирован на базе ГБОУ ДОУ №70 Калининского района г. Санкт-Петербурга проект «Путешествие в страну сказок». В проекте участвовало 27 детей, посещающих среднюю группу.

Реализуя проект, мы опирались на следующие принципы педагогической работы:

- опираться на потребности и интересы детей

- добиваться максимальной активности детей на всех этапах работы;

- обеспечивать сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах проекта;

- включать ежедневно театрализованные игры и упражнения в педагогический процесс;

- последовательно усложнять актерские задачи, содержание тем и сюжетов, избранных для игр.

Проект «Путешествие в страну сказок» был структурно выстроен традиционно и включал три блока: вводный, основной (деятельностный) и рефлексивный. В содержание вводного (подготовительного) блока входила работа по следующим направлениям:

Направление Задачи
Основы театральной культуры познакомить детей с основными видами театрального искусства, с театральной терминологией, воспитывать культуру поведения в театральном мире.
Ритмопластика развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Театральная игра учить детей действовать в соответствии с ролью, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать зрительное слуховое внимание, память, запоминая слова героев спектакля, строить диалог с партнёром на заданную тему, взаимоконтроль. Развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Основы актерского мастерства учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

На занятиях этого блока использовались следующие формы работы:

Артикуляторная гимнастика;

Задания на развитие речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения;

Психогимнастические этюды и упражнения, элементы пантомимы;

Упражнения на развитие двигательной пластики;

Пальчиковый игротренинг;

Ритмические упражнения;

Театральные этюды, разыгрывание мини-диалогов;

Чтение скороговорок, песенок, стихов, загадок;

Просмотр кукольных спектаклей.

Деятельностный блок включал непосредственную подготовку и представление театрализованных народных сказок «Репка», «Рукавичка», «Волк и лиса», соответствующих программному содержанию для средней группы детского сада. Работа по подготовке спектакля включала следующие традиционные этапы:

- подготовка сценария взрослыми (воспитателем совместно с родителями);

- подготовка декораций детьми по эскизу взрослых;

- распределение ролей с учетом желания детей;

- создание костюмов с помощью взрослых;

- подготовка атрибутов для спектакля;

- подбор музыкального сопровождения взрослыми (родителями);

- совместные репетиции;

- собственно спектакль.

Заключительным блоком в работе по проекту стал этап рефлексивной оценки, в котором участвовали как дети, так и родители. В его задачи входило:

- развитие социального интереса, направленности на театрализованную деятельность;

- актуализация рефлексивного оценивания;

- оценка социально-коммуникативных способностей;

- формирование и перспектив дальнейшей социальной практики.

Проявляя искреннее внимание к детским высказываниям по окончании постановки, взрослый помогает ребенку поверить в свои силы, а значит разбудить чувство собственного достоинства. Полученный опыт театральной игры способствует осознанию ребенком своей ценности и самобытности, развитию у него способности воспринимать другого человека как индивидуальность, чьи потребности, желания и интересы необходимо учитывать в процессе любой совместной деятельности. Позитивное самоощущение, уважение других – плоды театрального опыта, которых можно добиться даже у ребенка младшего дошкольного возраста.

Литература:

  • 1.Доронова Т. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. – М.: Обруч, 2014. – 160 с.
  • 2.Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Социальный интерес: понятие, структура, диагностика, развитие // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2276-2279.
  • 3.Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – 176с.
  • 4.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под редакцией Рузской А.Г. - М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.
  • 5.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  • 6.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 128 с.
  • 7.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет /Под ред. О.Ф.Горбуновой.– М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 144 с.
  • 8.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1976. - 304 с.