Опубликовано 30 декабря 2019 в 12:15

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Понятие "социальный интерес" ввел в науку австрийский психолог Альфред Адлер. По его мнению, социальный интерес выступает в качестве основы социализации, интеграции индивида в окружение, психологического благополучия и устранения ощущения социальной неполноценности. Современная психология рассматривает социальный интерес как внутреннюю побудительную причину, направляющую деятельность субъекта на удовлетворение потребности в познании социального мира, общении и взаимодействии с другими людьми, на получение социального одобрения и признания. Удовлетворение этой потребности связано не с результатом, а с процессом деятельности. Социальный интерес обеспечивает внимание субъекта на потребностях и чувствах других людей, готовность человека к сотрудничеству и склонность оказывать безвозмездную помощь и поддержку другому [2]. Характеризуя социальный интерес как проявление отношения к социальной жизни можно выделить в нем три базовых параметра: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный критерий представляют социальные знания - знания о социальных потребностях и условиях их удовлетворения, а также о нормах общественного поведения. Эмоциональный критерий представляют социальные эмоции и чувства, эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность. Поведенческий критерий представляет направленность на восприятие собеседника, способность к коллективному взаимодействию и коллективному творчеству, а также открытость в отношениях с окружающими.

Социальный интерес начинает проявляться с первых лет жизни ребёнка, но активное развитие социально-перцептивных способностей происходит в условиях расширения круга общения, когда ребёнок выходит за пределы семьи и попадаёт в мир сверстников, взрослых, где он научается отстаивать своё мнение и считаться с другой точкой зрения [3, 4]. Дошкольное детство - период активного овладения социальными навыками и умениями. Потребность в социальном развитии в дошкольный период очень высока. Многогранность, разнообразие, противоречивость и неоднозначность социального мира – создает основание для развития социального интереса ребёнка в процессе его познания и понимания. Но для того чтобы, ребёнок смог стать частью социального мира, взрослым необходимо научить ребёнка понимать других людей, помочь освоить систему общения, существующую в данной микросреде, сформировать у ребёнка культуру отношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми.

По периодизации Д.Б. Эльконина развитие дошкольника ориентировано на познание норм отношений между людьми и общественных функций людей. Ведущим видом деятельности выступает – игровая [8]. Ребенок в игре моделирует отношения и действия взрослых, копируя их поведение в трудовых и бытовых ситуациях осваивает новые социальные роли. Он испытывает сильное желание включиться в жизнь взрослых, активно в ней участвовать, влиться в этот огромный социальный мир. Но для того, чтобы ему были доступны такие эмоции, как сочувствие, сострадание, отзывчивость, ответственность, щедрость, чувство вины и стыда - необходима большая поддержка взрослого. Именно взрослый, родитель, педагог может развить у ребёнка соответствующие социальные эмоции, поскольку к этому возрасту, ребёнок обладаёт уже определённой гаммой эмоциональных переживаний [3]. Включая ребенка в различные виды деятельности, взрослый создаёт широкий спектр возможностей для накопления социального опыта, воспитывает эмоциональную отзывчивость и закладывает основы нравственных чувств и эстетических эмоций.

Эффективным ресурсом в развитии социального интереса может стать совместная художественная деятельность в системе «взрослый-ребёнок». Дети младшего дошкольного возраста легко погружаются в любую художественную деятельность, будь то - изобразительная, музыкальная или театрализованная. Развивая ребёнка искусством и через искусство, взрослый получает широкий спектр возможностей для воспитания эстетических эмоций, формирования социально-нравственных представлений, накопления сенсорного опыта. Обсуждение различных ситуаций из сказок, рассматривание книжных иллюстраций или картин, участие в ролевых играх по сказочным сюжетам позволяют ребёнку постичь многоликий мир человеческих отношений, научиться выражать эмоции и ощущения, интерпретировать поступки и чувства действующих лиц, и наконец - пережить радость в совместной деятельности.

Театрально-игровая деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности и социального интереса [5]. Театрализованная игра – это деятельность по моделированию заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности [6]. В ходе такой деятельности учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавая свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном и социализироваться в этом мире. Театрализованные игры помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость и сломать барьеры социально-коммуникативного общения, эффективно решать коммуникативные задачи [1, 6, 7].

Значение театральной деятельности в дошкольном возрасте очень велико, так оно:

üПомогает сформировать модель поведения, этически ценные способы общения, активно вовлекая детей в социальное взаимодействие;

üповысить общую культуру ребенка, приобщая к духовным ценностям;

üзнакомит с литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями;

ü прививает устойчивый социальный интерес;

üсовершенствует навыки воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, нового поведенческого опыта;

üспособствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

üдает элементарные представления о видах театральной практики;

üразвивает навыки публичного выступления и творческого содружества [6].

Мы предположили, что в условиях совместной театрально-игровой деятельности детей при поддержке взрослых социальный интерес у младших дошкольников будет развиваться более активно. Понимание вышеописанного привело нас к определению цели своей экспериментальной деятельности - разработать и апробировать программу комплексного развития структурных компонентов социального интереса дошкольников средствами театрально-игровых технологий в формате проекта. В связи с этим в 2016-2017 гг. нами был разработан и апробирован на базе ГБОУ ДОУ №70 Калининского района г. Санкт-Петербурга проект «Путешествие в страну сказок». В проекте участвовало 27 детей, посещающих среднюю группу.

Реализуя проект, мы опирались на следующие принципы педагогической работы:

- опираться на потребности и интересы детей

- добиваться максимальной активности детей на всех этапах работы;

- обеспечивать сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах проекта;

- включать ежедневно театрализованные игры и упражнения в педагогический процесс;

- последовательно усложнять актерские задачи, содержание тем и сюжетов, избранных для игр.

Проект «Путешествие в страну сказок» был структурно выстроен традиционно и включал три блока: вводный, основной (деятельностный) и рефлексивный. В содержание вводного (подготовительного) блока входила работа по следующим направлениям:

Направление Задачи
Основы театральной культуры познакомить детей с основными видами театрального искусства, с театральной терминологией, воспитывать культуру поведения в театральном мире.
Ритмопластика развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Театральная игра учить детей действовать в соответствии с ролью, ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать зрительное слуховое внимание, память, запоминая слова героев спектакля, строить диалог с партнёром на заданную тему, взаимоконтроль. Развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Основы актерского мастерства учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

На занятиях этого блока использовались следующие формы работы:

Артикуляторная гимнастика;

Задания на развитие речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения;

Психогимнастические этюды и упражнения, элементы пантомимы;

Упражнения на развитие двигательной пластики;

Пальчиковый игротренинг;

Ритмические упражнения;

Театральные этюды, разыгрывание мини-диалогов;

Чтение скороговорок, песенок, стихов, загадок;

Просмотр кукольных спектаклей.

Деятельностный блок включал непосредственную подготовку и представление театрализованных народных сказок «Репка», «Рукавичка», «Волк и лиса», соответствующих программному содержанию для средней группы детского сада. Работа по подготовке спектакля включала следующие традиционные этапы:

- подготовка сценария взрослыми (воспитателем совместно с родителями);

- подготовка декораций детьми по эскизу взрослых;

- распределение ролей с учетом желания детей;

- создание костюмов с помощью взрослых;

- подготовка атрибутов для спектакля;

- подбор музыкального сопровождения взрослыми (родителями);

- совместные репетиции;

- собственно спектакль.

Заключительным блоком в работе по проекту стал этап рефлексивной оценки, в котором участвовали как дети, так и родители. В его задачи входило:

- развитие социального интереса, направленности на театрализованную деятельность;

- актуализация рефлексивного оценивания;

- оценка социально-коммуникативных способностей;

- формирование и перспектив дальнейшей социальной практики.

Проявляя искреннее внимание к детским высказываниям по окончании постановки, взрослый помогает ребенку поверить в свои силы, а значит разбудить чувство собственного достоинства. Полученный опыт театральной игры способствует осознанию ребенком своей ценности и самобытности, развитию у него способности воспринимать другого человека как индивидуальность, чьи потребности, желания и интересы необходимо учитывать в процессе любой совместной деятельности. Позитивное самоощущение, уважение других – плоды театрального опыта, которых можно добиться даже у ребенка младшего дошкольного возраста.

Литература:

  • 1.Доронова Т. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. – М.: Обруч, 2014. – 160 с.
  • 2.Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Социальный интерес: понятие, структура, диагностика, развитие // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2276-2279.
  • 3.Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – 176с.
  • 4.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под редакцией Рузской А.Г. - М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.
  • 5.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
  • 6.Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 128 с.
  • 7.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет /Под ред. О.Ф.Горбуновой.– М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 144 с.
  • 8.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1976. - 304 с.