Опубликовано 23 марта 2016 в 20:27

Занятия лепкой для развития детей

раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет)

Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, песка и др.

На занятиях с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашенный воск, а также специальные материалы для творчества детей, которые затвердевают при нагревании. Также материалом для лепки зимой может служить снег, а летом – песок.

Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, творческое воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Знакомство с материалами для лепки следует осуществлять постепенно. Больше всего для детей раннего возраста подходят тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества. Другие материалы можно начать использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы.

Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного интереса к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.

Развитие речи.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация стимулирует детей речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог со взрослым или игрушечным персонажем. Такие занятия способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Ознакомление с окружающим миром.

Для занятий лепкой обычно подбираются сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Развитие фантазии и творчества.

После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность – творческое начало личности.

Личностное развитие.

Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали интерес и уважение взрослых к их творениям. Детям раннего дошкольного возраста необходимо постоянное внимание, похвала и одобрение взрослых. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Хвалите малышей и не бойтесь их перехвалить! Такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Организуйте выставку детских работ и регулярно обновляйте ее.

Эстетическое развитие.

На занятиях лепкой предлагайте детям тесто разного цвета, разные виды пластилина и основ для пластилиновых картинок. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным. Используйте также различные предметы, игрушки и материалы, подходящие для того или иного занятия.

На обобщающих занятиях помогите малышам путем наглядного представления увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же пластилиновой поделки или картинки.

Меры предосторожности.

Следите за соблюдение мер безопасности – не позволяйте малышам разбрасывать тесто, брать пластилин в рот, размазывать их по полу, одежде и игрушкам. Для этого необходимо организовать место для занятия: поставьте столик там, где нет ковровых покрытий. Застелите его клеенкой. На занятиях лепкой будьте всегда рядом с детьми. После занятий уберите пластилин в недоступное для детей место.

Гриднева И.А.

Значение картинок для умственного развития детей от 1,5 до 3 лет.

Занятиям, на которых используются иллюстрации, отводится особая роль в педагогике раннего возраста. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире.

Уникальность и ценность таких занятий заключается в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно важно для маленького ребенка.

Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение-название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и сопутствуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем возрасте, когда формируются восприятие память, воображение, речь и мышление.

Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно, по мере развития высших психических функций. Вначале он учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию. Обозначенная последовательность действий отвечает психологическим особенностям зрительного восприятия и речевого развития ребенка. Эти особенности необходимо знать педагогам и родителям, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии детей.

В раннем возрасте познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями предметов ближайшего окружения.

Трудно переоценить особую роль наблюдений и действий с предметами. Вот почему замечательное «Я сам!» звучит как победный клич в устах малыша: ему необходим собственный, непосредственный опыт в познании окружающего и опыт в действиях с предметами. Только в этом случае у детей может возникнуть образ самого предмета, который позволит узнать его изображение на картинке. Прежде чем узнать изображение и обозначить его словом, например кошка (мяу), мяч (бом-бом) или цыпленок (пи-пи), ребенок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства (двигать, бросать, полизать, постучать и т. д.). Поэтому занятиям с картинками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами.

В педагогическом процессе это воплощается через ознакомление с окружающим. Чем богаче опыт практического освоения действительности, тем интереснее и плодотворнее ребенок сможет «работать». Ведь картинка – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Сам предмет отсутствует, есть лишь его изображение.

Следует учитывать, что восприятие предметов (игрушки, предметы быта и т. п.) на 2-3 году жизни еще очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнает его на картинке.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картинку), т. е. понимать особенности плоскостного изображения. Маленькие дети еще не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом. Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объемного предмета (ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориетировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз»/И. П. Павлов/.

При рассматривании картинок воспитатель обводит пальцем ребенка изображение по контуру, называя изображенный предмет, побуждает к повторению. Так с помощью фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез – умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.

Если такую работу начать с ребенком на втором году жизни, то уже с 2-3 лет он сможет не только продуктивно рассматривать сложные сюжетные картинки, замечая детали, но и выполнять умственные действия по подбору и группировке изображений по словестной инструкции взрослого.

                                                                            воспитатель   Гриднева И.А

Игры на дыхание

В играх на дыхание важно научить ребенка правильно вдыхать воздух (через нос) и выдыхать (через рот). Подобные игры развивают дыхание, способствуют укреплению сопротивляемости организма вирусным инфекциям, развивают правильную артикуляцию звуков (а впоследствии – произношение шипящих), правильное звукопроизношение.

Рекомендую несколько игр на развитие навыков правильного дыхания и укрепления мышц лица для детей от 1,5 до 3 лет.

Пастушок.

( для игры приготовьте бумажные фигурки и трубочку)

Вдыхая воздух через нос и резко выдыхая в дудочку, ребенок («пастушок») «созывает козочек, овечек, коров».

Попросите малыша подуть как можно сильнее. Пока ребенок упражняется соберите «разбежавшихся животных».

Кораблик.

Подготовьте тазик с водой и бумажный кораблик. Научите ребенка выдыхать воздух через рот медленно и длительно, не надувая щек. Сначала заставляем кораблик просто двигаться, а потом подгоняем его к определенному месту.

Побулькаем.

Приготовьте стакан, на треть заполненный водой, и коктейльную трубочку. Покажите ребенку, как нужно правильно дуть в стакан через трубочку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (булькающий звук).

Игры с выдуванием.

Для игры приготовьте легкое перышко (или ватный комочек), детали строительного материала для постройки ворот, свечу, мыльные пузыри.

1.Положите перед ребенком перышко и покажите, как нужно подуть на него. Затем предложите ему сдвинуть перышко своим дыханием. Учите ребенка с силой выдыхать воздух через рот, поддерживая перышко на лету и не давая ему упасть, наблюдать за движением.

2.Перышко можно закрепить на нитке, что позволит ему раскачиваться от дуновения.

3.Можно построить ворота из строительного материала и задувать перышко в них.

4.Под вашим чутким контролем ребенок дует на свечу, покажите ребенку, как играет пламя свечи в зависимости от силы выдувания.

5.С помощью специальной палочки научите ребенка выдувать мыльные пузыри.

Автор: Гриднева И. А.

Расширение ориентировки в окружающем у детей от 1,5 до 2 лет.

Окружающий мир, привлекая ребенка новизной, побуждает к первым самостоятельным шагам. В начале второго года жизни он практически осваивает все, что находится в пределах досягаемости и попадает в поле его зрения. Предметы ближайшего окружения являются для него источником неиссякаемого любопытства и первой ступенью познания мира.

Особый интерес дети проявляют к людям, находящимся в их окружении, выполняющим какую-либо работу, разговаривающим друг с другом. Наблюдая действия взрослых, они не только познают действительность, но и приобретают необходимые ориентировки в окружающем. В начале второго года жизни представление детей о предметах и способах действия с ними конкретны, ситуативны, отличаются малой обобщенностью, хрупкостью, неустойчивостью. Необходимо много раз повторить действия и слова, чтобы сложился какой-то стереотип деятельности, появился опыт. В этот период жизни ребенок познает окружающее, ставя себя в центр событий.

Разговаривая с ребенком, взрослый называет все предметы, однако целесообразно выделить основные, с которыми ребенок постоянно взаимодействует. Набор предметов, ознакомление с которыми составляет основу для возникновения первых знаний и речевых умений, в течение года должен постепенно расширяться. Предметно-бытовые действия совершенствуются на протяжении всего второго года жизни и являются исходным материалом для отражения их в игровых действиях с куклой, игрушечной мебелью, посудкой, одеждой.

Ребенок 1,5 – 2 лет еще не берет на себя роль, он только воспроизводит какой-то сюжет, «кусочек» собственной жизни. Сюжетно-отобразительная игра является необходимым звеном в закреплении знаний об окружающем, в возникновении ролевых игр в ближайшем будущем – на третьем году жизни.

Мир развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Его интересует все: люди, пространство, предметы, животные, растения, явления природы и т.п. однако ему еще трудно понять взаимосвязи и зависимости, существующие между явлениями окружающей действительности.

В этот период жизни ребенок познает мир по-своему, на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие ребенка второго года жизни не следует понимать упрощенно: он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем его мире – у него начинает формироваться система знаний. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

С каким же кругом предметов и явлений следует ознакомить малыша второго года жизни?

Во первых, элементарные знания о ближайшем окружении:

- о близких людях: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и их участии в жизни ребенка; например, «Мама кормит Катю», «Папа гуляет с Катей», «Сестренка играет с Катей», «Бабушка читает ,

- о самом себе: своем имени («Кто у нас Катя?», «Как тебя зовут? – Да, ты – Катя!»); внешнем виде («Где у Кати ручки? Глазки? Носик?» и т.п.); действиях в окружающем («Что Катенька делает? Моет руки, кушает, играет, одевается, моется» и т.п.); самочувствии («Катя хочет кушать»; «Катя устала, хочет спать» и т.п.); желаниях («Буду играть», «Дай конфетку» и т.п.);

- о пище ( хлеб, молоко, яблоко, морковка и т.п.); и о блюдах ( суп, каша, компот и т.п.);

- об игрушках ( мишка, зайка, кукла, машинка, мяч, маирешка, пирамидка, шарики, кубики и т.п.);

- о предметах быта ( стол, стул, кровать, чашка и т.п.);

- о личных вещах ( туфли, платье. Шапка, полотенце и т.п.);

- о животных, живущих рядом ( собака, кошка, птика, рыбка и т.п.);

- о растениях;

- о погодных явлениях на первоначальном чувственном уровне ( солнце – тепло, светло; дождь – мокро, сыро; ветер – холодно и т.п.).

Во-вторых, некоторые ситуации общественной жизни:

- в магазине ( тетя-продавец и т.д.);

- на улице ( машины, фонари, дядя-шофер и т.д.);

- в поликлинике ( тетя - доктор).

Почему ребенок не теряется среди обилия разнообразной информации? Дело в том, что на втором году жизни он познает функциональное назначение предметов: например, расческой расчесывают волосы; ложкой едят; шапку одевают на голову, а сапоги на ноги и т.п. Следовательно, с раннего возраста перед ребенком предстает не калейдоскоп бесчисленных предметов, а упорядоченные их ряды, которые он осваивает, познавая мир человеческих отношений, познавая человека и его действия с предметами окружающего мира.

Автор: Гриднева И.А.

Источник: «Раннее детство: познавательное развитие» Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова

Для детей от 1 до 2 лет рекомендую подвижную игру «Большой мишка – маленькая мышка». Данная игра способствует двигательной активности и развивает произвольное внимание и игровые навыки; способствует формированию первичных представлений о величине предметов.

В одной стороне комнаты усаживается большой игрушечный мишка, в другой – маленькая мышка. Воспитатель (или родитель):

- Бежим к большому мишке! (Воспитатель и дети подбегают к мишке и дотрагиваются до него)

Воспитатель: 

- Бежим к маленькой мышке! (Все бегут в обратную сторону к мышке и касаются ее)

Воспитателю нужно несколько раз обратить внимание детей на размеры игрушек: «Посмотрите, какой большой медведь и какая маленькая мышка – умещается в руке».