Опубликовано 23 марта 2016 в 20:27

Когда приучать ребенка к горшку?

Произвольная задержка мочеиспускания и дефекации вырабатывается с полугода до года жизни ребенка. В этот период ребенок активно изучает свое тело, его возможности. Например, может пописать и похлопать по луже ладошками, может внимательно наблюдать за процессом, а потом исследовать содержимое горшка.
Ребенок играет, произвольно задерживая мочеиспускание. Так тренируется его способность регулировать мочеиспускание.
В это время можно начать предлагать ребенку сесть на горшок, но скорее для знакомства с ним, а не для регулярных естественных отправлений. Сформировать устойчивый навык пользования горшком в этом возрасте активного малыша, скорее всего, не удастся, так как он еще не может долго сидеть на одном месте. А со спокойным малышом может получиться.
В период «кризиса одного года» (10-13 месяцев) ребенок стремится к большей самостоятельности и может бунтовать против запретов и принуждений родителей. В том числе, против пользования горшком.
Поэтому в этот период многие малыши отказываются садиться на горшок, даже если были к нему приучены.
А после окончания «кризиса одного года» (приблизительно с 14 месяцев) можно уже учить ребенка сознательно самостоятельно пользоваться горшком.
Во время приучения к горшку, не удастся избежать случайных луж.
Но с 1,5-2 летними детьми легче договориться, чем с совсем маленькими, потому что они уже понимают речь, им можно объяснить, куда и зачем надо ходить в туалет, поэтому луж можно избежать или свести их количество к минимуму. К тому же, в этом возрасте дети активно интересуются туалетными делами.
Разумеется, все цифры приблизительны, так как развитие каждого конкретного ребенка может отличаться от среднестатистического.
В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) нужно ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.
Предположим, настал благоприятный момент и Вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.
Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно.

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года — быстрый способ

Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу.
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит Вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого ему нужно увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года — Нужно на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент Вы предлагаете ребенку горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок. Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.
Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды.
Чтобы сходить в туалет, нужно расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях ребенок не сможет хорошо расслабиться и сходить на горшок. Обязательно учитывайте это при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 7 месяцев. Через 2 недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я — со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!
Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.
Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.
То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.
Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года — Почему возникают неудачи при приучении к горшку?
Даже у ребенка, уже умеющего ходить на горшок, могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года — Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.
Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.
Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.
У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на горшок. Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок.
Через некоторое время ребенок начнет терпеть всю прогулку. И Вам не надо будет носить с собой горшок и запасную одежду.
У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, Ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок. И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.
У тех детей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.
Обычно к 1,5-2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.
Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.
Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом нужды, то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.
Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы ребенок полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.
Таким образом, малыш будет ходить на горшок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Удачи вам!

Нет, не то…

ТЕРПЕНИЯ Вам и ЛЮБВИ к своему ребенку!

Подготовила Гриднева И.А.

Использованные источники при подготовке статьи :

https://www.baby.ru/community/view/22567/

https://motherly.ru/kak-rebenka-priuchit-k-gorshku.html

Как можно использовать макет «ЛЕС»

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует эти представления не наличие макета, а возможность общения с ним, игра.

Цели работы с макетом:

- создавать условия для обогащения представлений у детей о природе и животном мире;

- развивать подсознательный интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость и любознательность;

- формировать навыки правильного поведения в природе;

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

На макете «Лес» представлены хвойные и лиственные деревья, дикие животные и птицы. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании, манипулировании и беседе о природе или объекте природы, который изображен на макете.

С помощью макета мы формируем у детей понимание, что все живые существа нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

Виды деятельности, при которых можно использовать макет:

- познавательная;

- речевая;

- социально-коммуникативная;

- художественно-эстетическая.

Предварительная работа перед знакомством детей младшего дошкольного возраста с макетом заключается в следующем:

- чтение литературных произведений;

- рассматривание наглядно-демонстративного материала;

- рассматривание и тактильное обследование фигурок животных;

- дидактические и подвижные игры.

Варианты игр.

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мишка», «Зайка».

Бодрящая гимнастика «Лесные приключения».

Конструирование: «Елочка из треугольников», «Домик для зайки».

Дидактические игры: «Кто где живет?», «На лесной полянке», «Половинки».

Игровые ситуации: «Поможем зайке», «Мишка заболел», «Мишка спит в своей берлоге»(в зимнее время года)

Литература, рекомендованная для чтения с детьми, перед знакомством с макетом «Лес»:

Русский народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят».

Потешки: «Я медведя поймал!», «Ты, рябинушка…», «Заяц белый…».

Л. Толстой «Три медведя», «Два товарища».

М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

И. Соколов-Микитов «Лесные картинки».

В. Бианки «Купание медвежат», «Теремок».

Е. Чарушин «Волчишко».

Н. Сладков «Дуб и рябина».

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Еж и заяц».

Картотека стихотворений

Орел.

Орел – не маленькая птаха,

Орел – герой не знает страха.

Гнездо его на круче

Под крышей темной тучи.

Сова.

Белый день сове не люб:

Все глазами луп да луп, -

А вот ночью вам, зверятки,

С ней играть опасно в прятки.

Белка.

Далеко еще зима, но не для потехи

Тащит белка в закрома ягоды, орехи…

Знает маленький зверек: запасаться надо в срок.

Ёж.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Волк.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит волк молчком,

Уши серые – торчком.

Кабан.

Опускается туман.

Просыпается кабан.

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.

Лиса.

Знает лисонька-лиса:

В шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

Олень.

Олень – рога ветвистые

Да копыта быстрые.

Головой качая, он

Задевает небосклон.

Медведь.

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мед

Да малину с веток рвет.

Заяц.

Покатился шум лесной –

Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал,

Долго эхо провожал.

Как разглядеть способности ребенка

Все мамы и папы стремятся как можно раньше рассмотреть в своем ребенке способности и заняться их развитием. Попробуйте наиболее эффективные методы, которые помогут сформировать и развить потенциал, заложенный в каждой крохе. Нет ничего удивительного в том, что каждый родитель считает своего ребенка особенным, одаренным и неповторимым, ведь абсолютно в каждом малыше от природы заложены определенные задатки. Цель родителей – увидеть таланты своего малыша и развить их. Чем раньше ребенок начнет развиваться в заданном направлении, тем больший успех его ожидает в будущем.

Способности, которые формируются еще в раннем детстве, в дальнейшем помогают человеку реализовать свой потенциал, адаптироваться к различным условиям жизни и найти свое место под солнцем. Практически все способности закладываются в детском возрасте, поэтому родителям важно знать, как правильно их выявить и впоследствии развивать.

Определяем предрасположенности.

Наблюдайте. Очень внимательно всегда и везде наблюдайте, к чему ребенок проявляет больший интерес. Регулярно занимайтесь музыкой, танцами, рисованием, лепкой и т.д.

Экспериментируйте. Запишите ребенка в различные кружки, и если ему

будет что-либо неинтересно, он сам об этом скажет.

Обращайтесь к специалистам. Если малыш не проявляет интереса ни к чему и без энтузиазма выполняет все предписания, обратитесь к детскому психологу. Опытный специалист поможет точно определить, в каком направлении двигаться и как именно заниматься развитием своего ребенка.

Важно! Не сидите сложа руки. Чтобы своевременно определить способности ребенка и начать их развивать, необходимо настойчиво и целенаправленно двигаться к желаемому.

Ошибки родителей. В стремлении сделать из своего ребенка выдающуюся, исключительную личность, родители зачастую совершают ряд ошибок.

- Навязывание своих нереализованных желаний. Этого делать не нужно, поскольку у каждого ребенка существуют свои способности, и совсем не страшно, если они будут отличаться от способностей и увлечений папы и мамы.

- Не критикуйте. Дети очень ранимы, и каждая критика воспринимается очень болезненно. Если у ребенка что-то и не получается, то поддержите его, подбодрите добрым словом и дайте полезный совет.

Успех развития способностей подрастающего поколения во многом зависит от участия близких людей, от их поддержки. И если никак не заниматься формированием тех задатков, что даны ребенку от природы, они так и останутся нераскрытыми.

Всесторонне развитый ребенок – это заслуга прежде всего родителей, ведь именно они окружили свое дитя вниманием, заботой и создали благоприятные условия для его самореализации.

Воспитатель Гриднева И.А.



Космический песок

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка».

К. Д. Ушинский.

«Космический песок» - инновационный материал для детского творчества. Напоминает влажный морской песок. Состоит из белого кварцевого песка с двумя процентами полимерного связующего вещества (гипоаллергенного). Песок просеивается для идеальной фракции, чтоб песок был максимально мягким; очищается от примесей, прокаливается в печи, чтоб убить микробов, смешивается со связующим компонентом.

«Космический песок»приятный на ощупь, используется как расслабляющее и терапевтическое средство.

«Космический песок» лепится как мокрый песок и рассыпается, как сухой.Плотный и воздушный одновременно.

«Космический песок» завораживает своей воздушностью и мягкостью, при этом отлично лепится и не прилипает к рукам. Течет сквозь пальцы и , в тоже время, остается сухим. Можно лепить разнообразные фигуры, экологически чистый и безопасный для детей. Каждое прикосновение детских пальчиков способствует развитию моторики. И, даже если, ребенок проглотит небольшое количество песка, то песок выведется из организма естественным путем, не причинив вреда ребенку.

Положительное влияние.

Развитие мелкой моторики и суставов.

Массаж и укрепление мышц кистей, развитие мышц рук.

Снятие напряжения, стресса и синдрома гиперактивности.

Развитие фантазии и творческого потенциала.

Познавательная активность.

Песок-естественная среда для детских игр.

Игра-терапевтическое средство, которое лучше всего подходит маленьким детям.

В терапии термин «игра» не означает отдых или развлечение, это эквивалент свободы в действиях и реакциях, свободы во всём.


Занятия лепкой для развития детей

раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет)

Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, песка и др.

На занятиях с детьми можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину, окрашенный воск, а также специальные материалы для творчества детей, которые затвердевают при нагревании. Также материалом для лепки зимой может служить снег, а летом – песок.

Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, творческое воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Знакомство с материалами для лепки следует осуществлять постепенно. Больше всего для детей раннего возраста подходят тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества. Другие материалы можно начать использовать, когда дети подрастут. Дети охотнее соглашаются на эксперименты с новыми материалами в знакомой ситуации, когда основные навыки работы уже сформированы.

Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного интереса к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.

Развитие речи.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация стимулирует детей речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог со взрослым или игрушечным персонажем. Такие занятия способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Ознакомление с окружающим миром.

Для занятий лепкой обычно подбираются сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Развитие фантазии и творчества.

После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность – творческое начало личности.

Личностное развитие.

Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали интерес и уважение взрослых к их творениям. Детям раннего дошкольного возраста необходимо постоянное внимание, похвала и одобрение взрослых. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Хвалите малышей и не бойтесь их перехвалить! Такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Организуйте выставку детских работ и регулярно обновляйте ее.

Эстетическое развитие.

На занятиях лепкой предлагайте детям тесто разного цвета, разные виды пластилина и основ для пластилиновых картинок. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным. Используйте также различные предметы, игрушки и материалы, подходящие для того или иного занятия.

На обобщающих занятиях помогите малышам путем наглядного представления увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же пластилиновой поделки или картинки.

Меры предосторожности.

Следите за соблюдение мер безопасности – не позволяйте малышам разбрасывать тесто, брать пластилин в рот, размазывать их по полу, одежде и игрушкам. Для этого необходимо организовать место для занятия: поставьте столик там, где нет ковровых покрытий. Застелите его клеенкой. На занятиях лепкой будьте всегда рядом с детьми. После занятий уберите пластилин в недоступное для детей место.

Гриднева И.А.

Значение картинок для умственного развития детей от 1,5 до 3 лет.

Занятиям, на которых используются иллюстрации, отводится особая роль в педагогике раннего возраста. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире.

Уникальность и ценность таких занятий заключается в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно важно для маленького ребенка.

Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение-название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и сопутствуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем возрасте, когда формируются восприятие память, воображение, речь и мышление.

Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно, по мере развития высших психических функций. Вначале он учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию. Обозначенная последовательность действий отвечает психологическим особенностям зрительного восприятия и речевого развития ребенка. Эти особенности необходимо знать педагогам и родителям, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии детей.

В раннем возрасте познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями предметов ближайшего окружения.

Трудно переоценить особую роль наблюдений и действий с предметами. Вот почему замечательное «Я сам!» звучит как победный клич в устах малыша: ему необходим собственный, непосредственный опыт в познании окружающего и опыт в действиях с предметами. Только в этом случае у детей может возникнуть образ самого предмета, который позволит узнать его изображение на картинке. Прежде чем узнать изображение и обозначить его словом, например кошка (мяу), мяч (бом-бом) или цыпленок (пи-пи), ребенок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства (двигать, бросать, полизать, постучать и т. д.). Поэтому занятиям с картинками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами.

В педагогическом процессе это воплощается через ознакомление с окружающим. Чем богаче опыт практического освоения действительности, тем интереснее и плодотворнее ребенок сможет «работать». Ведь картинка – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Сам предмет отсутствует, есть лишь его изображение.

Следует учитывать, что восприятие предметов (игрушки, предметы быта и т. п.) на 2-3 году жизни еще очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнает его на картинке.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картинку), т. е. понимать особенности плоскостного изображения. Маленькие дети еще не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом. Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объемного предмета (ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориетировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз»/И. П. Павлов/.

При рассматривании картинок воспитатель обводит пальцем ребенка изображение по контуру, называя изображенный предмет, побуждает к повторению. Так с помощью фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез – умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.

Если такую работу начать с ребенком на втором году жизни, то уже с 2-3 лет он сможет не только продуктивно рассматривать сложные сюжетные картинки, замечая детали, но и выполнять умственные действия по подбору и группировке изображений по словестной инструкции взрослого.

                                                                            воспитатель   Гриднева И.А

Игры на дыхание

В играх на дыхание важно научить ребенка правильно вдыхать воздух (через нос) и выдыхать (через рот). Подобные игры развивают дыхание, способствуют укреплению сопротивляемости организма вирусным инфекциям, развивают правильную артикуляцию звуков (а впоследствии – произношение шипящих), правильное звукопроизношение.

Рекомендую несколько игр на развитие навыков правильного дыхания и укрепления мышц лица для детей от 1,5 до 3 лет.

Пастушок.

( для игры приготовьте бумажные фигурки и трубочку)

Вдыхая воздух через нос и резко выдыхая в дудочку, ребенок («пастушок») «созывает козочек, овечек, коров».

Попросите малыша подуть как можно сильнее. Пока ребенок упражняется соберите «разбежавшихся животных».

Кораблик.

Подготовьте тазик с водой и бумажный кораблик. Научите ребенка выдыхать воздух через рот медленно и длительно, не надувая щек. Сначала заставляем кораблик просто двигаться, а потом подгоняем его к определенному месту.

Побулькаем.

Приготовьте стакан, на треть заполненный водой, и коктейльную трубочку. Покажите ребенку, как нужно правильно дуть в стакан через трубочку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (булькающий звук).

Игры с выдуванием.

Для игры приготовьте легкое перышко (или ватный комочек), детали строительного материала для постройки ворот, свечу, мыльные пузыри.

1.Положите перед ребенком перышко и покажите, как нужно подуть на него. Затем предложите ему сдвинуть перышко своим дыханием. Учите ребенка с силой выдыхать воздух через рот, поддерживая перышко на лету и не давая ему упасть, наблюдать за движением.

2.Перышко можно закрепить на нитке, что позволит ему раскачиваться от дуновения.

3.Можно построить ворота из строительного материала и задувать перышко в них.

4.Под вашим чутким контролем ребенок дует на свечу, покажите ребенку, как играет пламя свечи в зависимости от силы выдувания.

5.С помощью специальной палочки научите ребенка выдувать мыльные пузыри.

Автор: Гриднева И. А.

Расширение ориентировки в окружающем у детей от 1,5 до 2 лет.

Окружающий мир, привлекая ребенка новизной, побуждает к первым самостоятельным шагам. В начале второго года жизни он практически осваивает все, что находится в пределах досягаемости и попадает в поле его зрения. Предметы ближайшего окружения являются для него источником неиссякаемого любопытства и первой ступенью познания мира.

Особый интерес дети проявляют к людям, находящимся в их окружении, выполняющим какую-либо работу, разговаривающим друг с другом. Наблюдая действия взрослых, они не только познают действительность, но и приобретают необходимые ориентировки в окружающем. В начале второго года жизни представление детей о предметах и способах действия с ними конкретны, ситуативны, отличаются малой обобщенностью, хрупкостью, неустойчивостью. Необходимо много раз повторить действия и слова, чтобы сложился какой-то стереотип деятельности, появился опыт. В этот период жизни ребенок познает окружающее, ставя себя в центр событий.

Разговаривая с ребенком, взрослый называет все предметы, однако целесообразно выделить основные, с которыми ребенок постоянно взаимодействует. Набор предметов, ознакомление с которыми составляет основу для возникновения первых знаний и речевых умений, в течение года должен постепенно расширяться. Предметно-бытовые действия совершенствуются на протяжении всего второго года жизни и являются исходным материалом для отражения их в игровых действиях с куклой, игрушечной мебелью, посудкой, одеждой.

Ребенок 1,5 – 2 лет еще не берет на себя роль, он только воспроизводит какой-то сюжет, «кусочек» собственной жизни. Сюжетно-отобразительная игра является необходимым звеном в закреплении знаний об окружающем, в возникновении ролевых игр в ближайшем будущем – на третьем году жизни.

Мир развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Его интересует все: люди, пространство, предметы, животные, растения, явления природы и т.п. однако ему еще трудно понять взаимосвязи и зависимости, существующие между явлениями окружающей действительности.

В этот период жизни ребенок познает мир по-своему, на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие ребенка второго года жизни не следует понимать упрощенно: он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем его мире – у него начинает формироваться система знаний. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.

С каким же кругом предметов и явлений следует ознакомить малыша второго года жизни?

Во первых, элементарные знания о ближайшем окружении:

- о близких людях: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и их участии в жизни ребенка; например, «Мама кормит Катю», «Папа гуляет с Катей», «Сестренка играет с Катей», «Бабушка читает ,

- о самом себе: своем имени («Кто у нас Катя?», «Как тебя зовут? – Да, ты – Катя!»); внешнем виде («Где у Кати ручки? Глазки? Носик?» и т.п.); действиях в окружающем («Что Катенька делает? Моет руки, кушает, играет, одевается, моется» и т.п.); самочувствии («Катя хочет кушать»; «Катя устала, хочет спать» и т.п.); желаниях («Буду играть», «Дай конфетку» и т.п.);

- о пище ( хлеб, молоко, яблоко, морковка и т.п.); и о блюдах ( суп, каша, компот и т.п.);

- об игрушках ( мишка, зайка, кукла, машинка, мяч, маирешка, пирамидка, шарики, кубики и т.п.);

- о предметах быта ( стол, стул, кровать, чашка и т.п.);

- о личных вещах ( туфли, платье. Шапка, полотенце и т.п.);

- о животных, живущих рядом ( собака, кошка, птика, рыбка и т.п.);

- о растениях;

- о погодных явлениях на первоначальном чувственном уровне ( солнце – тепло, светло; дождь – мокро, сыро; ветер – холодно и т.п.).

Во-вторых, некоторые ситуации общественной жизни:

- в магазине ( тетя-продавец и т.д.);

- на улице ( машины, фонари, дядя-шофер и т.д.);

- в поликлинике ( тетя - доктор).

Почему ребенок не теряется среди обилия разнообразной информации? Дело в том, что на втором году жизни он познает функциональное назначение предметов: например, расческой расчесывают волосы; ложкой едят; шапку одевают на голову, а сапоги на ноги и т.п. Следовательно, с раннего возраста перед ребенком предстает не калейдоскоп бесчисленных предметов, а упорядоченные их ряды, которые он осваивает, познавая мир человеческих отношений, познавая человека и его действия с предметами окружающего мира.

Автор: Гриднева И.А.

Источник: «Раннее детство: познавательное развитие» Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова

Для детей от 1 до 2 лет рекомендую подвижную игру «Большой мишка – маленькая мышка». Данная игра способствует двигательной активности и развивает произвольное внимание и игровые навыки; способствует формированию первичных представлений о величине предметов.

В одной стороне комнаты усаживается большой игрушечный мишка, в другой – маленькая мышка. Воспитатель (или родитель):

- Бежим к большому мишке! (Воспитатель и дети подбегают к мишке и дотрагиваются до него)

Воспитатель: 

- Бежим к маленькой мышке! (Все бегут в обратную сторону к мышке и касаются ее)

Воспитателю нужно несколько раз обратить внимание детей на размеры игрушек: «Посмотрите, какой большой медведь и какая маленькая мышка – умещается в руке».