Опубликовано 23 марта 2016 в 21:20

Сказки и их психологическое значение

В чем сила сказки? Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Почему они существуют так долго? Нас, современных людей, и древние народы, которые начали сочинять сказки, объединяет устройство психики. Ребенок обожает сказки в период наиболее интенсивного развития в дошкольном возрасте. Малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на внутренний мир детей. Метафоры и образы – это способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем в обычном разговоре. Сказки действуют на людей по-разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей. Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе очень важные идеи.

Мир, в котором мы живем, - живой. Животные, птицы, растения, рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает. Есть добро, и есть зло. Добро всегда побеждает. Самое ценное дается через испытание. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и проявлять терпение. Существуют дополнительные волшебные силы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и развивает самостоятельность. Сказки разнообразны, как и наша жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или правильно научиться вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки. Дети до 5 лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных. Они в доступной форме передают малышам жизненный опыт («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза» и т.д.). Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений. Бытовые сказки освещают особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла, поэтому могут быть полезны для подростков. Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки-страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их, ребенок освобождается от состояния тревожности, реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.

Сказки учат! Они показывают возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, демонстрирует, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что иногда нужно быть смелым и использовать силу: достать меч и победить дракона. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это не что иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти ресурс. Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть сказка дает возможность учиться на чужих ошибках. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом. Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Так и малыш превращается во взрослого человека. Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, то вернет это добро сторицей вам и окружающим.

                                                                                                  Егорова Е.Ю.

                                                                                           Https://nsportal.ru

Такие разные МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ.

Всем известно, что у девочек и мальчиков с раннего возраста формируются разные интересы, привычки и способы общения с окружающими. С 2-3 лет малыши уже начинают осознавать свой пол. Они внимательно наблюдают за взрослыми и стараются повторять за ними, знакомятся с ролевыми моделями, которые встречают в книгах, телевизионных программах. Все это формирует личность ребенка. Важно объяснить детям, какие герои являют собой хороший пример для подражания, а какие – плохой, помогать делать правильные выводы.

Дошкольный возраст – наиболее значимый и активный этап адаптации к социальным нормам. В этот период необходимо особенно внимательно относиться к потребностям малышей, направлять их и заботливо развивать их потенциал. А для этого нужно разбираться в физиологических и психологических особенностях, свойственных мальчикам и девочкам. Знание основных принципов гендерного развития поможет предотвратить множество серьезных проблем.

Роль семьи первостепенна в гендерном вопросе. В своем поведении малыши ориентируются на родителей и других старших. Поэтому взрослым необходимо следить за собой, зная, что их плохие привычки станут привычками их детей. А правильный образ жизни родителей вдохновит и малышей.

В неполных семьях процесс знакомства с гендерными нормами проходит сложнее. Чтобы понять разницу между мужским и женским началом, ребенку необходимо общаться с мамой и папой. Если же у него нет такой возможности, он испытывает сложности в познании мира и самого себя.

В отсутствии мамы роль главного женского образа могут взять на себя бабушка, тетя и другие родственницы малыша. В роли главного мужского образа могут выступать, соответственно, дедушка, дядя…

Добрая, дружественная атмосфера в семье как нельзя лучше влияет на здоровое развитие ребенка и укрепляет его уверенность в своих силах.

Каждый ребенок уникален. Существуют определенные нормы развития и поведения, свойственные большинству детей, но всегда есть место индивидуальности и персональным особенностям. Корректируя недостатки и исправляя погрешности, не забывайте ценить личность малыша и принимать его таким, какой он есть.

Характер не полностью определяется анатомией. Большое значение имеют среда и воспитание. Социальные факторы формируют личность наряду с биологическими характеристиками. Половая принадлежность не должна вписывать ребенка в стандартизированные рамки и ограничивать его развитие.

Автор статьи: Нестерова Е.А.

Консультация для родителей

по народно-прикладному искусству.

Красочный мир народного искусства воспитывает у детей чувство красоты, любознательность.

Ребенок знакомится с ним еще в раннем детстве через народные игрушки - пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы; приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам.

Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, русская игрушка бодрая и жизнерадостная вызывает у ребенка восторг. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, многие игрушки – это подлинная сказка. Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Народные игрушки созданы для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Для старших детей – наборы сложнее по содержанию: животные – деревянные и из папье-маше, куклы, разборные игрушки и т.д. Древнейшими народными игрушками являются мяч и обруч, своеобразные «дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т.п. В оформлении народной игрушки мы видим, что мастер учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, и более реалистическая для старших – богородская резьба.

Разнообразие народных промыслов необычайно. Они появляются там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной.

Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина.

В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы, почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений.

Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать.

Украшение одежды — один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке: на нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами, также распространено шерстяное вязание.

Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами.

Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили, часто подкрашивая тисненый орнамент.

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия расписывались. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.

В северных районах страны видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорации мелкой утвари.

В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира.

Позже других промыслов начали развиваться обработка камня и изготовление изделий из стекла.

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье - копилки в виде кошечек, статуэтки. Следует отметить также такие виды художественных промыслов, как роспись яиц и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы, что нашло отражение в узорах декоративных росписей, также в них соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, что дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором - сказки, песенки, потешки, прибаутки, колыбельные; обычаями и обрядами; народными праздниками и народной музыкой. Благодаря русским народным сказкам дети знакомятся с добром и злом, в потешках познают правила поведения, представление о семье, трудолюбии. Используя фольклор в играх с малышом, мы приобщаем его к ценностям Руси, культуры, языка.

Все больше и больше в наш быт входит народное искусство - искусство рукотворное, делает его радостнее, уютнее, приятнее для глаза.

Список литературы:

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - Москва «Просвещение», 1995.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Детство-пресс, 2004.

Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – Москва «Детство», 2003.

Гимнастика для глаз

Эта веселая и полезная игра понравится детям всех возрастов.

"ВЕСЕЛАЯ НЕДЕЛЬКА"

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!