Опубликовано 23 марта 2016 в 21:25

          ЗАЧЕМ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ САМИ ?

Сейчас много ответственных родителей, полагающих, что они должны максимально много вложить в ребёнка в детстве, чтобы дать отпрыску возможность полностью реализоваться в будущем. Их охватывает беспокойство, когда они видят, как ребёнок «бесцельно болтается» по квартире или двору. Каждую минуту, когда ребёнок занимается чем-то своим, у родителей поднимается темное чувство вины. Оно бывает связано с тем, что они не могут загрузить ребёнка «на полную катушку». Или так, «как положено» — по словам всезнающих соседей и друзей.
Действительно, много весьма уважаемых людей полагает, что «после трёх уже поздно». А Глен Доман (1995, 1999) утверждает, что больше всего дети бездельничают до года. Именно он предложил методику чтения до года и способы формирования энциклопедических знаний у детей до 2-х лет. В результате дети, в соответствии с этой методой, могут в 2 года вспомнить, когда была Трафальгарская битва (хотя плохо понимают, что такое битва и зачем она происходит).
Он вспоминает, как в детстве разобрал дедушкин будильник. Он собрал его, но часть деталей оказались лишними, будильник же перестал ходить. Дедушка не стал ругать мальчика. Но купил ещё один будильник. На этот раз осталось существенно меньше лишних деталей, хотя будильник все ещё не шёл. И лишь когда дедушка молча купил третий будильник, мальчик смог разобраться в хитросплетениях механизма, совладать с непослушными инструментами — отверткой и т. д. — и собрать работающие часы. Но дедушка не сидел рядом с мальчиком, вдалбливая ему, куда надо ставить те или иные детали. Дедушка создавал для ребёнка насыщенную среду, внутри которой ребёнок самостоятельно познавал мир и его законы. Согласно этой концепции (Фрит, 2012), мозг не воспринимает информацию, но её предсказывает. А после каждого предсказания сверяет предсказание с получившимся результатом. Следовательно, именно ошибка становится для мозга ориентиром к правильному пониманию объективной реальности. Если мозг не ошибается, он имеет весьма неточную, субъективную картину мира, которая может отстоять от реальной картины весьма далеко.
Есть вещи, которые ребёнку нельзя объяснить и показать. Когда-то Ж.-Ж. Руссо назвал это пробуждением чувств. Представьте годовалого малыша, сидящего в ванне. Он с увлечением запихивает пустую бутылочку с узким горлышком в воду, но она, подобно мячику, все время выскакивает на поверхность воды. Ребёнок уже знает, что все, что он кинет в комнате, неизбежно падает на пол. Так ведет себя и его тело, если подводят ноги. Но бутылочка сопротивляется этому знанию и заставляет ребёнка повторять и повторять эксперимент. Он ещё не знает, что задолго до него такой эксперимент проводил Архимед. И открыл закон. Вдруг крышечка, которой была закрыта бутылочка, открывается, и ребёнок видит, как из неё в воде выходят пузырьки. Он ещё не знает, что есть воздух. Но он его сам открыл для себя. И он обнаружил, что когда пузырьки прекратятся, бутылочка будет вести себя, как обычный предмет в комнате. Всё — закон, который взрослые называют законом Архимеда, открыт обычным ребёнком в обычной ванне. Да, он не сможет его вербализовать. Возможно, в школе наконец-то он столкнется с точной формулировкой. И тогда будет озарение. Но оно основано на этой длительной работе по насильственному погружению бутылочки в воду. И когда ему будут рассказывать на уроке физики про воздух, у него будет в мозгу картинка с пузырьками, идущими на поверхность воды из бутылочки. И он получит слова для открытого им самим закона.

Но возможна другая картина. Родители не позволят ребёнку 30 минут зря сидеть в ванной и «бесполезно» пихать бутылочку в воду. Они быстро помоют его сами, не позволяя играть с предметами, принесут на кровать и будут читать книжку о предметах, которые ребёнок не облизал, ни понюхал, ни потрогал. И тогда он будет знать слова. И сможет даже рассказать стишок. Но под этими словами не будет реального мира.
На сетчатке у ребёнка точечные изображения, потому что общая картина складывается из активности многих рецепторов. Более того, сетчатка плоская, поэтому в изображении нет пространства. Чтобы сложить эту мозаику в правильное изображение, имеющее объём, то, что ребёнок видит, он должен пощупать, засунуть в рот, возможно, ударить о пол и т. д. Только проведя эксперименты с объектом, он научится восстанавливать то, что видят глаза, в точное изображение объекта. И уже тогда это внутреннее сенсорное знание можно соединять со словом. Только тогда, слыша слово, ребёнок будет припоминать весь комплекс ощущений от объекта и будет точно понимать, о чём идет речь.
Только ребёнок, увидевший сам, как луч света из окна, спотыкаясь о пылинку, парящую в комнате, дает маленькую радугу, соединит это с видением большой радуги после дождя. И когда увидит красный закат позднее, сможет догадаться, что так преломляются солнечные лучи на пылинках в больших массах воздуха.
Ребёнок, которому не дано время для наблюдения, будет легко и свободно повторять те слова, которые дали ему взрослые, но он не сможет соединить их в единую картину мира.
Но родитель может и подогревать этот процесс познания. Например, лежа на травке, он может указать ребёнку на муравья и попросить отправиться на разведку, чтобы определить, где же находится муравейник. А вечером, вернувшись домой, открыть чудесную книжку Ондржея Секоры «Муравей Ферда» и прочесть что-то, обсудив с ребёнком, насколько то, что написано в книге, соответствует тому, что видел ребёнок.

Однажды мне позвонила женщина, чтобы проконсультироваться, как поступать. Её девочка-первоклассница восторженно рассказала учительнице в классе, что видела днём луну одновременно с солнцем. Учительница беспристрастно сказала, что луна бывает только ночью, и девочка всё нафантазировала, отвлекая класс от работы. Ребёнок пришёл в слезах. А мама не знала, как поступать. Если ссориться с учительницей — как та будет потом общаться с её дочкой? Но это означает, что учительница прочла много книг. В том числе замечательную сказку великого русского поэта А.С. Пушкина про мёртвую царевну и семь богатырей, где чётко говорится, что Луна и Солнце друг с дружкой не встречаются. Но сказка всего лишь ложь, хотя в ней и есть намёк. Поэтому, кроме опоры на сказки, необходимо поднимать голову к небу, чтобы восхититься событием, когда встречаются луна и солнце. Учительница сказку знала, но не глядела на небо.

Мы часто смеёмся над американцами, что они в школе изучают таблицу умножения в 4 классе, тогда как наши дети учат её в течение лета между первым и вторым классом. Но мы не задумываемся над тем, что наши дети учат её как стишок, не понимая того смысла, которые вложен в нее, тогда как в других системах образования, прежде чем дать ребёнку нечто учить, взрослый должен удостовериться, что он уже родил идею сложения и деления. И родит он эту идею благодаря непрерывной игре с цифрами, поднимаясь по лестнице, пересчитывая яблоки и раскладывая на берегу водоема разноцветные камушки. В какой-то момент происходит просветление, и то, что умножение — это определенный способ сложения, — вдруг открывается в своей первозданной чистоте.

Но проверьте своих детей, что они делают, когда забывают таблицу умножения, а рядом нет волшебника-компьютера. Это часто приводит к растерянности. Многие дети не могут другим способом рассчитать необходимую сумму. Им это знание досталось даром от взрослого. И этот дар оказался не оценённым, потому что собственных сил в познание вложено не было.

Точно так же геометрия — это не предмет в школе. Это кривизна мира. И её ребёнок должен почувствовать всем телом — ударяясь о предметы. И в соприкосновении с ними родить пока невербализованные законы. Например, что гипотенуза — лучший способ достижения некоторого места, чем движение по сумме катетов.
Игры, в которые играют дети, привыкшие к одиноким играм с младенчества, — это игры познания мира. Но если ребёнку никогда не давать возможность побыть с самим собой, он всегда будет требовать участия взрослого, развлекающего его, поскольку очень давно, сразу же после рождения, этот взрослый своей тревогой подавил в ребёнке желание самостоятельного познания мира. Но только этот способ познания позволяет дать уникальность картине мира ребёнка. Всё, что дает ребёнку взрослый, — тривиальное знание данной культуры.

Ребёнок, задействованный с младенческих лет в социальных институтах обучения, сможет узнать только то, что знает к этому моменту общество. Но чтобы нечто создать самому, нужно иметь собственную уникальную картину мира. И тогда невписывание в неё типичной картины, предлагаемой обществом, создаст ту ошибку, которая побудит его познавать и уточнять. И, в конце концов, создать то, что общество ещё не ведало.

Собственные игры ребёнка — его уникальный способ понимания мира и открытие его законов, пока на интуитивных образах, которые постепенно, отрабатывая в игре действия, ребёнок научится передавать словами. И именно эта картина мира ляжет в основу его уникального понимания мира. Отработка отдельных элементов, известных обществу, — лишь часть его жизни. И она будет только основой качественного исполнительства. Но никогда не может стать механизмом формирования творца.
В ещё большей мере размышления требуются младшему и, безусловно, старшему школьнику. А потому родителям иногда стоит тихо пройти мимо двери, за которой 11-классник лежит на диване (и взрослому кажется, что плюёт в потолок), и не требовать, чтобы он тут же вспомнил про ЕГЭ. Ребёнку скоро выходить в мир, а потому стоит решить массу вопросов о будущей жизни, выборе профессии, смысле жизни, предательстве и любви. И на все эти вопросы сможет ответить только он сам. А если и здесь за него решат взрослые, то ему самому останется только быть рабом чьих-то желаний, даже если тот, кто эти желания продуцирует, думает, что «делает как лучше», хотя в нашей стране чаще всего получается «как всегда».

Но это не значит, что ребёнка нужно навсегда оставлять в одиночестве. Внимательный взрослый всегда видит, когда ребёнок устает от своего размышления — это слишком большая умственная работа. И тогда он тянется к взрослому. Нужно соблюдать баланс знаний, добываемых ребёнком самостоятельно и тем, что даёт ему взрослый. Чем старше ребёнок, тем больше его возможности к познанию. И, нагрузив ребёнка разными секциями, нужно проверить, есть ли у него время на самостоятельное размышление. Если нет — вы воспитываете исполнителя. И нужно забыть о творце.
Однако обеспокоенные родители могут спросить меня, но как отличить реально бессмысленную трату времени ребёнка от процесса созерцания и познания. Отличие есть. Ребёнок, просто «пинающий балду», отвлекается легко на что-то новое. Ребёнок познающий погружён в процесс познания, а потому может не отзываться ни на предложение попробовать конфету, ни на предложение поиграть в футбол, хотя в другое время делает это с удовольствием. Именно погружённость в процесс, при котором ребёнок не просто внимателен, но чрезмерно увлечён, причем мозг учится удерживать в зоне активного внимания предмет, и отличает безделье от познания.

Но это касается и школы. Учитель не должен всегда показывать детям всё. Он должен подталкивать к познанию, начав этот процесс, а дальше предоставив возможность самостоятельно открывать. И если ребёнок спрашивает решение, учитель показывает только первое действие, наблюдая за возможностью ребёнка сделать дальше самому. И далее предоставив только то, на что есть запрос, но не рассказывая каждый раз весь процесс решения от начала до конца.
Мы лишь сопровождаем ребёнка в этом мире, а не проживаем за него его жизнь.

(Автор: Елена Николаева) https://psy.su

А так же: Вестник практической психологии образования №4(37) за 2013 год 

Как развивать, чем занимать и что должен знать ребенок в 6 лет

Каждый ребенок индивидуален, на его физические параметры, умственное и психическое развитие влияет множество факторов. Тем не менее существуют определенные нормы, которые выдвигаются для всех детей определенной возрастной категории. Что должен знать и уметь ребенок перед школой, вы узнаете из статьи. Она станет познавательной как для родителей, так и педагогов, которые работают с данной категорией деток. Прочитав ее, можно будет оценить, правильно ли развивается малыш, чему его еще необходимо обучить, какие игры и упражнения будут для него интересными и полезными.

Физические или антропометрические параметры дошкольника в шесть лет оцениваются по таким характеристикам: рост, вес, тип конституции. На физические параметры ребенка влияют следующие факторы: наследственность; пол, питание, деятельность эндокринной системы; качество ухода,  физическая активность; качество сна. окружающая психологическая атмосфера; условия проживания, в частности, климатические; принадлежность к определенной этнической группе; наличие острых либо хронических заболеваний.

Знаете ли вы? Учеными установлено, что рост ребенка контролируется почти сотней генов. Полная их реализация оканчивается, когда человек достигает совершеннолетия.

Для девочек и мальчиков установлены разные нормы роста и веса. Согласно антропометрической таблице, разработанной Всемирной организацией здоровья (ВОЗ), средними показателями для шестилетнего мальчика являются:

рост — от 111 до 120,9 см;

вес — от 18 до 23,5 кг.

Критически низкий рост для мальчиков в этом возрасте — 101,2 см и ниже, критически высокий — 130,7 см и выше.

Критически низкая масса тела для мальчиков этой возрастной категории — 14,1 кг и ниже, очень высокая масса тела, не соответствующая нормам, — от 31,5 кг.

Для девочек средние показатели выглядят следующим образом:

рост — от 110 до 120,2 см;

вес — от 17,5 до 23,5 кг.

Очень низкий рост у девочек — от 99,8 см и ниже, чрезмерно высокий — от 130,5 см. Очень низкой массой тела для этого возраста считается 13,5 кг и меньше, очень высокой — 33,4 и больше.

Важно! Родители должны следить за соответствием физических параметров своего ребенка, так как их нарушения приводят к неправильному физическому и психическому развитию. Если у малыша слишком низкие либо слишком высокие показатели роста и массы тела, то его необходимо показать специалисту. Возможен риск развития патологии роста, возникшей в результате какого-либо заболевания либо нарушений в работе эндокринной системы.

Приблизительный рост ребенка в будущем, в зависимости от роста его родителей, позволяют определить готовые формулы, разработанные, к примеру, педиатрами Д. Хокером, В. Каркусом, В. Смирновым. Также можно примерно высчитать длину тела ребенка в зависимости от того, какой рост у него был в один либо три года.

Соответствие физических параметров шестилетки можно определить, воспользовавшись специальными калькуляторами.

Развитие ребенка

В шесть-семь лет ребенок отправится в школу. Перед тем как поступить в среднее образовательное учебное заведение, малышу нужно будет пройти медицинскую комиссию, которая определит не только степень его здоровья, состояния и работы внутренних органов и систем, но и соответствие его физического, психического и умственного развития нормативным показателям. Педиатры, психологи, педагоги выдвигают ряд требований к развитию ребенка в 6 лет: что должен уметь, какими навыками обладать, сколько слов знать и запоминать и т. П.

Кризис одного и трёх лет уже позади, но в возрасте шести-семи лет у ребенка начинается следующий кризисный этап. Переход из садика в школу, смена положения в социуме резко увеличивают нагрузку на нервную систему, малыш подвержен частым сменам настроения и конфликтует с родителями.

Физическое

Физическое развитие ребенка предполагает, в частности, какие движения и игры должны ему уже даваться легко. В это время у ребенка уже должно возникать желание обучиться чему-то новому: виду спорта, активной игре, езде на средстве передвижения. В этом возрасте родителям особенно следует уделять внимание физической активности «киндера», поскольку, когда он сядет за школьную парту, времени на это у него будет гораздо меньше.

Очень хорошо, если удастся записать шестилетку в какую-либо спортивную секцию. В этом возрасте ему уже отлично будут удаваться катания на роликах, лыжах, коньках, плавание, художественная гимнастика, танцы. Обучение в секциях позволит не только занять малыша, увлечь каким-либо видом спорта, но и оздоровить, а также укрепить иммунитет.

Посещение секций, кроме поддержания физических формы, важны еще и потому, что в шесть лет ребенок становится на первую ступень отдаления от родителей и вливания в общество. Тут он получит необходимое общение, новые знакомства, интересный опыт.

Важную роль в физическом развитии будет играть утренняя гимнастика — ее можно делать как дома, так и в детском садике. После посещения дошкольного заведения с отпрыском обязательно нужно гулять до ужина, играть в активные игры. Поощрять физичекую активность родители могут приобретая различные спортивные и игровые снаряды (качели, гантели, мяч, скакалку, фрисби, бумеранг и др.), средства и приспособления для передвижения (велосипед, самокат, скейт, лыжи, коньки, ролики, сноуборд и др.).

Важно! Физическое развитие малыша в этом возрасте настолько же важно, как и интеллектуальное. Если ему будет уделяться недостаточно внимания, то это может спровоцировать проблемы с психикой у ребенка.

Кроме хорошо развитых общих физических данных, у шестилетки также должна быть развита мелкая моторика. Перед школой он должен правильно держать ручку и карандаш, уметь проводить прямые и волнистые линии, заштриховывать рисунки, не выходя за контур, лепить из пластилина разные фигурки, надевать бусинки на нитку, вырезать фигуры ножницами, складывать непростые конструкторы, пазлы, делать поделки из разных предметов.

Психическое

Перед походом в школу важно, чтобы у шестилетки были хорошо развиты такие психические процессы, как концентрация мыслей, логическое мышление, память. К развитию психики шестилетнего ребенка также выдвигается ряд требований. Чтобы узнать, достаточно ли развит дошкольник, можно протестировать его с помощью специальных тестов, размещенных в интернете. Ниже вы найдете краткий перечень того, что должен уметь ребенок перед 1 классом.

Внимание. Считается, что ребенок хорошо развит, если ему легко удается:

просидеть за одним занятием не меньше двадцати минут;

найти до десяти отличий на двух рисунках;

точно срисовать простой узор;

удерживать в поле зрения от восьми до десяти предметов;

находить одинаковые предметы.

В это время, если ребенок пожелает, его можно уже отдавать обучаться игре на музыкальном инструменте, что отлично развивает внимание и усидчивость.

Мышление. Ребенок в шесть лет легко может:

ориентироваться в пространстве, знать направления «вперед-назад», «влево-вправо»; рассказать о том, в какой стране, городе он живет, о столице его родины, назвать несколько названий других стран и их жителей;

ориентироваться по часам;

подбирать общее понятие для нескольких предметов;

находить лишний предмет в логической цепочке;

ориентироваться в причинно-следственных связях явлений;

отгадывать загадки;

решать простые логические задачи;

сделать собственные умозаключения по поводу увиденного или услышанного.

Память. С шести лет начинается процесс увеличения объема памяти ребенка. В норме теперь он должен уметь:

рассказать длинные стихотворения по памяти;

повторить семь слов из десяти озвученных, спустя время — пять из них;

запомнить и повторить предложение из пяти-шести слов;

пересказывать рассказ.

Важно! Не страшно, если что-то из вышеперечисленного ваш малыш еще не освоил. Задание родителей — вовремя обратить внимание на пробел в развитии и постараться его устранить.

Разработан комплекс упражнений, позволяющих натренировать память, мышление, внимание, речь, моторику. Если родители не имеют возможности сами проводить занятия с дошкольником, можно нанять ему репетитора или водить на специальные развивающие кружки. Главное, чему должны уделить внимание родители и чему не научат в заведениях, это:

правила безопасности поведения в доме и на улице;

правила этикета;

правила обращения с кухонными принадлежностями;

основы поведения с незнакомыми людьми, в обществе, транспорте, магазине, кафе и т. д.

Умственное

Ребенок, готовящийся к походу в первый класс, должен иметь определенные математические знания, на равных общаться с окружающими, иметь представление об устройстве окружающего мира.

Математика. К шести годам ребенок должен уметь:

вести счет до 10 и в обратном порядке;уменьшать либо увеличивать количество предметов на один-два в пределах десяти;

делить предмет на две, три, четыре равные части;

знать геометрические фигуры и уметь их рисовать;

писать цифры до 10;

решать простые примеры на сложение и вычитание.

Развитие речи. Шестилетний ребенок на равных разговаривает со сверстниками и взрослыми, объясняет свои потребности, желания, рассказывает истории о себе и о том, что с ним произошло. Он может:

найти любую букву в слове;

разделять слово на слоги;

определять гласные и согласные звуки;

четко произносить все звуки;

подобрать антонимы к словам;

подобрать слово на заданную букву;

уметь пользоваться темпом, интонацией, эмоциональным окрашиванием при рассказе.

Знаете ли вы? Большинство мальчиков начинают говорить  позднее девочек, и у них в три раза чаще диагностируются дефекты речи.

Словарный запас в этом возрасте должен состоять не менее чем из трех с половиной тысяч слов. Желательно, но не обязательно в этом возрасте читать по слогам. Требований к тому, сколько должен читать ребенок в 6 лет, не выдвигается. Техника чтения будет проверяться лишь по окончании обучения в первом классе.

Представление об окружающем мире. У шестилетки должны быть сформированы следующие познания об окружающей его среде:

элементарные понятия об организме человека;

названия множества растений, умение отличать культурные и дикие;

названия множества животных и птиц, умение отличать домашних и диких;

названия дней недели, месяцев, времен года, их очередность;

названия множества профессий;

элементарные знания о космосе и планете Земля;

знания о том, из чего сделаны окружающие предметы.

Отклонения от развития

Если ребенок немного отстает в плане развития, например, у него недостаточно развита кратковременная память, и он может запомнить четыре слова из названных десяти, либо вместо двадцати минут занятий может с трудом высидеть всего пятнадцать, то это не означает, что у него имеются отклонения в развитии. Незначительные несоответствия нормам вполне можно наверстать и развить любой психический процесс с помощью упражнений и занятий.

Сложнее дело обстоит с серьезными отставаниями в развитии, как то несвязная речь, неспособность строить предложения, производить счет и т. п. Такие состояния требуют обращения к специалистам и лечения.

Если ребенок значительно отстает в развитии, то ему могут быть поставлены диагнозы «задержка речевого развития» (ЗРР), «задержка психо-речевого развития» (ЗПР).

На возникновение подобных отклонений влияют несколько факторов: осложнения беременности, преждевременные роды, родовые травмы, психические заболевания родителей либо ребенка, генетика, серьезные детские болезни, перенесенные в возрасте до трех лет, черепно-мозговые травмы, снижение слуха. Также ЗРР страдают дети с основными диагнозами ДЦП, синдром Дауна, аутизм, гиперактивность.

Узнайте, какие симптомы характерны и какие меры лечения зачастую назначаются при детских болезнях: ОРВИ, фарингите, ларингите,ринофарингите, трахеите, бронхите, ангине, краснухе, кори, ветрянке,скарлатине, коклюше, аденоидите, кишечной инфекции.

Все эти факторы приводят к тому, что неправильно работают мозговые отделы, отвечающие за речевое и психическое развитие. Также нередко отклонения в развитии наблюдаются у детей, педагогически, социально запущенных, эмоционально неустойчивых.

При выявлении проблем с развитием у шестилетки ему показаны консультации: педиатра; ЛОРа; сурдолога; дефектолога; невропатолога; психиатра; логопеда.

В большинстве случаев потребуются медикаментозное лечение, электрорефлексотерапия, магнитотерапия. Альтернативными методами считаются иппотерапия, дельфинотерапия, которые будут рекомендованы ребенку в индивидуальном порядке.

Важно! Чтобы ребенку удалось сравняться в развитии со сверстниками, большое значение имеет не только медикаментозная терапия и назначения специалистов, но и активное участие в этом процессе родителей.

Задержки в развитии должны быть преодолены до семилетнего возраста. В противном случае ребенку будет показано посещение специализированного учебного заведения.

Развивающие игры и упражнения в 6 лет

Предлагаем ознакомиться с подборкой игр и упражнений, которые помогут развить необходимые знания, умения, навыки и психические процессы шестилетки.

Игры

Как правило, девочки в этом возрасте отдают предпочтение более тихим занятиям, усидчивым играм, задействующим мелкую моторику. У мальчиков же на первом плане продолжают оставаться активные игры.

Как и в пять лет, наиболее интересны сейчас сюжетно-ролевые игры, когда ребенок перевоплощается в какого-либо героя, играет какую-то роль, выполняет определенный порядок действий и при этом получает первый социальный опыт, развивает речь.

Велик интерес у детей в этом возрасте к играм, которые способны обучить их чему-то новому. Они с радостью складывают конструкторы по инструкции, пазлы, играют во всевозможные бродилки и другие настольные игры.

Главная мысль методики Марии Монтессори — «Помоги мне это сделать самому». Занятия по данной методике формируют у ребенка самостоятельность, способствуют самовоспитанию и самообучению.

Если родители уже вовлекли малыша в захватывающий компьютерный мир, то необходимо контролировать, чтобы он проводил за гаджетом время с пользой — то есть играл в развивалки.

Упражнения

Мы уже отмечали важность физических упражнений. Родителям следует не только записать ребенка в какую-либо спортивную секцию, но и всячески поощрять занятия спортом дома — утреннюю гимнастику, совместные пробежки и поездки на велосипедах, плавание на байдарках, поездки в горы на лыжах, походы на ролледром и каток и т. п.

В комплекс домашних упражнений должны входить: ходьба; бег; прыжки; приседания; отжимания; кувыркания.

Наверняка детям данного возраста просто выполнять однообразные упражнения будет скучно. Поэтому родителям следует заранее побеспокоиться о подборе специального сценария, чтобы проводить их с игровыми элементами. Например, представить зарядку в виде похода в лес и попросить ребенка имитировать скачки зайчика, походку медведя, покачивания деревьев, перепрыгивания через пеньки, сбор цветов и т. п.

Включив фантазию, взрослые превратят процесс физкультуры для малыша не только в полезную, но и в увлекательную процедуру.

Развитие речи

Скорее всего, ребенку в этом возрасте понравятся такие игры, как «Слова». Можно попросить малыша самому выбрать тему игры и назвать тематическое слово. Второй игрок называет следующее слово, которое начинается с последней буквы слова предыдущего игрока. Темы должны быть простыми и понятными для шестилетки. Например, это могут быть животные. Ребенок называет «кот», второй игрок называет «тигр», третий игрок — «рысь» и т. д. В процессе данной игры важно не просто называть слова, а рассказывать ребенку о новых понятиях.

Также интересна игра «Создай сказку». Взрослый может придумать начало сказки, а ребенок — ее окончание. Кстати, это распространенный метод в детской психологии, называемый сказкотерапией.

Развивать речь можно и при помощи игры «Съедобное-несъедобное». Смысл ее заключается в том, чтобы один игрок бросал мяч другому игроку, называя съедобные или несъедобные вещи. Если названное понятие съедобное, то игрок должен мяч поймать, если несъедобное — отбить.

С шестилетками уже вполне можно поиграть и в «Антонимы» — называть противоположные по значению понятия к заданному слову.

Важно не забывать о том, что ребенка следует хвалить за успешные результаты игры, называя, какое именно у него было достижение.

Развитие мышления и памяти

Мышление и память также отлично развиваются в игровой форме.

Натренировать память поможет простая игра «Кто пропал», когда взрослый расставляет от семи до десяти игрушек, просит ребенка посмотреть на них в течение одной минуты, а затем отвернуться. Пока малыш не видит, взрослый забирает одну игрушку, а затем просит «киндера» ответить на вопрос, кто пропал.

В эту игру можно играть и пряча все игрушки в домик, а затем прося ребенка назвать, кто спрятался в дом.

Мышление можно развивать при помощи увлекательной игры«Таинственные звуки». Взрослый предварительно должен записать на телефон звуки, которые издают домашние приборы, либо которые просто раздаются в доме, а затем попросить ребенка отгадать, кто или что данный звук издает.

Игра «Перейди речку» поможет не только развить логическое мышление, но и научить ребенка искать выход из сложной ситуации. Можно, например, предложить отпрыску представить, что ковер в комнате — это речка, и ее необходимо перейти. Ребенок должен будет использовать подручные средства, чтобы соорудить мост либо передвигаться каким-либо другим способом.

Образное мышление хорошо развивать при помощи игры «Клякса». С помощью чернил ставится пятно на лист бумаги, который затем складывается. После того как его разворачивают, пятно приобретет какую-либо форму. Можно вместе с ребенком пофантазировать, на что или кого похожа клякса. Придумать про этот предмет, человека либо животное рассказ.

Навыки самообслуживания

В шесть лет ребенок уже практически может себя самообслуживать:

умываться и чистить зубы без напоминания;

выбирать и надевать вещи для прогулок и похода в детский сад, школу;

переодеваться в домашнюю одежду после прогулки либо возвращения из садика/школы;

мыть руки перед едой без напоминания;

насыпать себе еду и разогревать ее в микроволновке;

пользоваться всеми столовыми приборами по назначению;

мыть за собой посуду;

самостоятельно купаться с намыленной мочалкой;

убирать за собой постель.

Желательно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.

Режим дня для ребенка

Чтобы малыш меньше уставал, успевал сделать и усвоить все необходимое, хорошо высыпался, необходимо придерживаться режима дня. Для шестилетки он примерно выглядит следующим образом:

Подъем. Гигиенические процедуры. Уборка постели. Утренняя гимнастика. Завтрак. Поход в детский сад / школу. В детском саду малыш занимается на занятиях, прогуливается, обедает, спит, полудничает, играет.

Возвращение из детского сада, совмещенное с прогулкой с подвижными играми, либо посещение спортивной секции.

Если ребенок уже пошел в школу, то он посещает занятия, затем обедает, делает уроки и выходит на прогулку с активными играми либо посещает какую-либо секцию, кружок.

Ужин (за 1,5-2 часа до сна). Спокойные игры (самостоятельно либо с родителями).

Гигиенические процедуры. Расстилание постели. Чтение сказки на ночь.

Ночной сон (желательно не позднее девяти часов).

Время процедур и занятий мы не указывали намеренно, поскольку в каждой семье оно будет разным. К тому же у каждого ребенка будут свои предпочтения и пожела ния к своему распорядку, с которыми родителям обязательно нужно будет считаться.

Большинство родителей шестилетних детей бросают все усилия на их подготовку к школе. Однако не стоит забывать и о физическом развитии ребенка и находить время для активных игр и посещения спортивных секций. Главным в процессе обучения шестилетки является игровой процесс. Только с помощью игр малыш сможет комфортно и ненавязчиво узнавать новую для себя информацию, расширять словарный запас, улучшать речевой навык и открывать мир вокруг.

Обучение играя может проводить любой родитель в домашних условиях. Также родители в этом возрасте должны особенно поддерживать ребенка и уделять ему внимание, поскольку впереди у него очень ответственный жизненный этап и кризис семилетки.

Agu. life



Как научить ребенка слышать с первого раза.

Вопрос непростой. Даже взрослые люди, бывает, не слышат с первого раза. Ведь и про мужей, и про сотрудников часто можно услышать: «Я говорю, говорю, а как об стенку горох. Вот как еще человеку сказать?»
Все взрослые – и те, что слышат с первого раза, и те, что не слышат и с десятого, – вырастают из детей. Если с детства ребенок приучен слышать с первого раза, то велика вероятность того, что этот навык сохранится на всю жизнь.

Алгоритм приучения следующий.

1. Прежде всего убедитесь, что вас внимательно слушают

Бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Кстати, когда я пишу что-нибудь или разрабатываю программу тренинга, я настолько сконцентрирована на процессе, что совершенно выключаюсь из окружающей действительности. Чтобы в этот момент я что-то услышала, нужно либо очень-очень громко позвать, либо прикоснуться. Второй вариант приятней, не люблю громких звуков. Поэтому сама в аналогичной ситуации тоже подхожу, кладу руку на плечо, привлекая к себе внимание, и могу даже немного к себе развернуть. Только убедившись, что я переключила внимание нужного мне человека, начинаю говорить.

Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы рассказать вам все, что рвется наружу? Чтобы удержать внимание, ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками. Да-да, крепко обхватывает ладошками, чтобы взрослый не смог отвернуться. Отвернется – и не услышит важную важность. Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю. Только, пожалуйста, отпусти мои уши».

Конечно, держать ребенка за уши, если вы обращаетесь к нему, – совершенно лишнее. Но можно держать его за плечи. В принципе достаточно установить зрительный контакт. Если меня увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это трудно пропустить мимо ушей. Я много раз наблюдала, как дети из младшей группы детского сада, когда что-то хотят сказать приятелю по играм, руками разворачивают его к себе. Они искренне хотят быть услышанными.

Еще очень важно обращаться по имени. Или даже просто обращаться. Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда, и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что безликое «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня поднимите! Подошло время обеда. Начинаем прибирать игрушки».

▶2. Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал

Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями был где-то очень далеко На всякий случай лучше переспросить: «Ты меня услышал?

О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» Если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили, – поздравляю, вас услышали.

Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается.

– Арсений, заканчивай игру, через пять минут ужин.
– Угу.
– Что значит «угу»?
– Я понял, через пять минут ужин, я заканчиваю игру.

Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.

▶3. Договоритесь о последствиях

«Я говорю, говорю, а как об стенку горох…» Конечно. Если «говорю, говорю», то можно и дальше говорить, говорить, говорить. Зачем слышать с первого раза, если будет и третий, и пятый? Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И предупреждать о последствиях: «Я не буду накрывать на стол дважды. Тот, кто вовремя не придет к столу, останется голодным».

Тот, кто не услышал, что надо убрать игрушки, вечером будет сидеть без игрушек. В детском саду общее правило: «Кто не убирает за собой, тот и не играет».

Тот, кто не услышал: «Несите мне грязные вещи, я запускаю стирку», будет сам руками стирать свои брюки. Не потому, что мама вредная. А потому, что брюки нужны уже завтра, а стиральную машину поздно вечером лучше не включать – во время отжима ее тарахтение нарушает сон соседей по панельной многоэтажке.

Тот, кто не услышал: «Надо быстро одеться. Если через десять минут не выйдем, опоздаем в кино», действительно опоздает в кино. Или вообще не пойдет.

Конечно, чтобы это сработало, надо, чтобы оговоренные условия всегда исполнялись и последствия наступали.

ВНИМАНИЕ! Очень важные дополнения по применению алгоритма. Обязательны к прочтению.