Опубликовано 23 марта 2016 в 21:41

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одними из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки должно начинаться уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости, именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человечества. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание у детей чувства прекрасного. Успешность формирования основ культуры, музыкального вкуса зависит от музыкальных предпочтений педагогов и родителей. Поэтому очень важно, какую музыку слышит ребенок с самого рождения. Нужно руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века.

Программной установкой новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении является введение дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, расширение возможности знакомства детей с лучшими образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры детей. .

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры. Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.

Понятие «музыкальная культура» довольно емкое, оно включает:

1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Формирование музыкальной культуры дошкольников направлено на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства. Процесс формирования музыкальной культуры дошкольников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.

Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, анализировать ее. Именно поэтому этому виду деятельности нужно уделять особое внимание.

Каждое музыкальное занятие в ДОУ начинается с построения в музыкальном зале. Здесь очень важно, какая музыка зазвучит в самые первые минуты занятия. Чаще всего - это марш. Марш бодрит, организует, мобилизует и дисциплинирует ребенка. Можно использовать марши зарубежных, русских и советских композиторов - классиков как в аудио записи так и в исполнении музыкального руководителя. С удовольствием дети заходят в музыкальный зал под марши И. Дунаевского, П. Чайковского, любят марши И. Штрауса, Ф. Шуберта, Д. Верди.

Очень важно, чтобы дети приобретали навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности: в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - игру на музыкальных инструментах. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, творческое начало.

Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, можно использовать для игры в оркестре, в пении. Например, знакомство с пьесой «Мелодия» А. Рубинштейна можно осуществить через игру на музыкальных инструментах. Обсуждая с детьми характер произведения, дети вместе с музыкальным руководителем подбирают музыкальные инструменты, которые могут украсить данную мелодию, наблюдают за ее «поведением», затем музицируют.

Следует сказать, что не только на образцах великих классиков формируется музыкальный вкус. Очень важно включать в работу народные песни, попевки, прибаутки, на примере которых ребенок впитывает национальный колорит, ощущает свои корни, что придает его дальнейшей жизни устойчивость, надежность и защищенность.

Подбирая песенный репертуар, необходимо обращать внимание на тексты песен. Вокальная, в том числе хоровая музыка представляет синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением хороших стихов в пении – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Все это – объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития эстетического вкуса.

Творческое обучение посредством музыки кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыки как таковой. Главной целью музыкальных занятий должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности посредством музыки и движения.

Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Такое обучение может способствовать не только развитию музыкальных навыков, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир. Во времена быстрых перемен, подобных нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия музыкой, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире.

Дошкольники и музыка
О музыкальном воспитании дошкольников родителям известно немногое, поэтому обычно они просто записывают ребенка в музыкальную школу или, как вариант, нанимают репетитора. На деле приобщение к миру музыки — комплексный процесс, в ходе которого малышу прививается искренняя любовь к этому виду искусства. Причем речь идет не о навязывании вкусов и желаний родителей, а о создании благоприятного музыкального «климата».
Психологи предлагают разные методики музыкального развития, но сводятся они к работе в нескольких конкретных направлениях:
  • Формирование музыкальных эталонов. Понятно, что у каждого взрослого свои музыкальные предпочтения, однако трех-, четырехлетнему малышу необходимо слушать именно «правильную» музыку — чистые ноты, приятные мелодии. С возрастом у ребенка появится индивидуальный музыкальный вкус, но в дошкольном периоде важно научить его качественному материалу, в т. ч.и вечной классике.
  • Развитие музыкальных способностей. Даже если вы не планируете учить играть на фортепиано или других инструментах своего ребенка, развивать музыкальность можно и нужно.
  • Выбор музыкального инструмента. Естественно, не нужно занимать ребенка — это опциональное направление. Если же малыш сам желает освоить музыкальный инструмент, обязательно поддержите его и найдите хорошего репетитора.   https://www.rastishka.ru
Дети и музыка: слушать или нет?
Вот в чем загвоздка!
Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?
Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.
Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.
Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.
Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.
Какой должна быть детская музыка?
Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.
Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!
Как знакомить детей с музыкой?
Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.
1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!
2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.
3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.
8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.
Музыка в развитии детей
Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.
Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?
Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.
Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.
Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.
Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.
Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.
https://nsportal.ru/sites/default/files/
КОСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Музыка и дети»
«Влияние музыки на детей – благодатно, и, чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце…перетолкуют по своему, не будут о ней резонерствовать, но она наполнит гармонией их юные души…»
В.Г.Белинский
Первые ступеньки приобщения к музыке ребенок проходит в семье. Дети встречаются в быту с пением взрослых, с игрой на музыкальных инструментах, они слышат музыку из различных бытовых аудио и видео устройств.
Есть люди, которые думают, что учить музыке нужно только детей талантливых. Но ведь обучая грамоте. Мы вовсе не ждем. Что все дети станут писателями. К тому же. Что бы понять. Одарен ребенок или нет, нужно помочь емувыявить одаренность. Для этого нужно уделять больше внимания развитию задатков всех детей.
В семье, где понимают, что музыка- не только развлечение на вечеринке, не только аккомпанемент для танцев, что музыка воспитывает чувства, вызывает радость, дает
утешение, в такой семье легче воспитать музыкальный вкус ребенка.
Чудесным источником художественных переживаний, средством воспитания чувства красоты служит народная музыка. Путь от песни (самого доступного вида музыкального искусства) к более сложным формам-правильный путь подготовки к восприятию серьезной музыки. Хорошо, если дома есть записи русских народных песен, лучше в исполнении детских и взрослых хоровых коллективов.
Важно не только учить детей правильно петь, играть на каком-либо музыкальном инструменте, но и слушать настоящую музыку, знакомить воспитанников с произведениями великих композиторов. Делать это нужно постепенно, осторожно, что бы не вызвать реакцию отторжения.
Приучайте детей внимательно, не отвлекаясь, слушать музыку , используя различные технические средства (компьютер, ДВД проигрыватель, телевизор, радио и т.д.)Следите за качеством проигрываемой мелодии! Классическая музыка должна воспроизводится на аппаратуре с хорошими звуковоспроизводящими параметрами. Для детей дошкольного возраста имеется множество произведений, рисующих картины природы, определенное время года, передающих яркие характеры. Что бы ребенок лучше осознавал эмоциональное и событийное наполнение произведения, нужно дать ему высказаться о прослушанной музыке. Ребенок может уточнить название знакомых музыкальных инструментов, установить связь между инструментом и характером музыки (барабан- ритмичная веселая музыка, скрипка- музыка грустная, лиричная, печальная и тд).дети старшего дошкольного возраста могут называть имена композиторов, чью музыку они слушают (Глинка, Чайковский), названия любимых произведений, жанры музыки (марш, полька, колыбельная). Полезно давать для прослушивания «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детский альбом» , «Времена года» отрывки из «Щелкунчика» П.И, Чайковского, отрывки из опер «Садко», «Снегурочка» Римского-Корсакова. В этих музыкальных произведениях можно услышать «голоса» инструментов, тембровое и динамическое богатство красок.
Эти небольшие сведения уточняют имеющиеся представления. Приближают к музыке, её осознанию.
От восприятия произведения в целом следует перейти к осознанию отдельных элементов музыкальной речи. Обратить внимание детей на значение музыкальных темпов, на силу звука, на выразительное значение динамических оттенков. Беседу с детьми следует строить на основе сравнения и сопоставления музыкальных произведений.

Постепенно мы обогатим детей музыкальными впечатлениями, выработаем умение осознанно и эмоционально воспринимать музыкальные произведения.

Сейчас в каждой семье есть звуковоспроизводящая аппаратура, зачастую очень дорогостоящая. Часто звучит музыка. Но каково качество этой музыки? О чем она? Чему учит? Дает ли она пищу для души или просто создает шумовой фон? Насколько сложна эта музыка по своей структуре? Примитив воспринимается легче, но воспитывается ли музыкальный слух, формируется ли внутренний мир? Рядом с нами –наши дети. Они вырастут такими, какими вырастим их мы.

Первоначальный источник:

Электронный ресурс:nsportal.ru/

Как привить любовь к музыке?

Музыка улучшает нам настроение, успокаивает или, наоборот, придает энергии, навевает воспоминания, рождает в нашей голове образы и развивает воображение. К знакомству ребенка с миром звуков нужно подойти со всей ответственностью, чтобы не вызвать эффект, противоположный желаемому.

Начните с самого рождения

Пойте малышу песни и колыбельные как можно чаще или же подберите успокаивающую музыкальную игрушку и записи. Когда малыш засыпает под очередную мелодию, не торопитесь выключать ее или заканчивать пение. Для начала сделайте звучание тише и только через несколько минут полностью прекратите его.

Сделайте акцент на классику

Даже у самых маленьких есть свои музыкальные предпочтения. Почти все крохи с удовольствием слушают джаз и классическую музыку. Любимым композитором маленьких меломанов всегда был и остается Моцарт. Его произведения легко запоминаются, и малыши даже пробуют их напевать. Такую любовь к знаменитому австрийцу объясняют тем, что, став композитором в четыре года Моцарт привнес в музыку свое детское восприятие.

Впрочем, дело не только в том, что мелодии Моцарта вызывают у детей положительные эмоции. Американские ученые выяснили, что творения именно этого композитора активизируют все участки коры головного мозга. Даже те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания.

Развивайте образное мышление

Обсуждайте, что вы представляете, когда слушаете музыку. Сначала рассказывайте о своих впечатлениях и эмоциях. Обратите внимание крохи, как мелодия Римского-Корсакова «рисует» полет шмеля, как передается смена времен года у Чайковского и у Вивальди. Когда малыш подрастет, просите его описывать воображаемые образы, которые он видит и чувствует.

Обеспечьте жанровое разнообразие

Включайте записи оперных арий известных исполнителей. Звуки человеческого голоса привлекают внимание детей. Смотрите музыкальные спектакли и балет — как по телевизору, так и в театре. Если ребенку уже исполнился год, можно купить диски с песнями из мультфильмов. Со временем он запомнит слова и будет с удовольствием подпевать любимым героям.

Добавьте движение

Покажите ребенку, как можно двигаться под разные музыкальные композиции. Как правило, дети любят импровизировать в танце, но ваше участие обязательно приведет его в восторг.

Следите за громкостью

Постарайтесь не давать ребенку наушники и контролируйте громкость и чистоту звука. Скаченным трекам из интернета предпочтите лицензионные записи и качественную технику. Эти вложения непременно оправдают себя, гарантируя и вам, и малышу немало приятных мгновений.

Слушайте музыку вместе

С одной стороны, детям приятно переживать радостные эмоции вместе с родителями, с другой — вы сможете определить вкус крохи: какие мелодию ему нравятся, а на какие он реагирует безразлично. Если малыш внимательно смотрит на источник звука, пританцовывает и улыбается, мелодия ему явно нравится. Если же ребенок переключает внимание с одного предмета на другой, выходит из комнаты, начинает заниматься чем-то другим, ему или неинтересно, или он просто устал. В обоих случаях прослушивание следует остановить. Музыка должна вызывать исключительно положительные эмоции. По этой же причине не следует совмещать «музицирование» со сложной интеллектуальной деятельностью. Иначе в будущем при звучании той или иной мелодии у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации.

http://tema-play.ru