Опубликовано 23 марта 2016 в 21:42

                       История создания песни «В лесу родилась ёлочка».

«В лесу родилась ёлочка» - одна из самых популярных русских детских рождественских песен, ставшая в СССР новогодней. Слова написаны Раисой Адамовной Кудашевой, музыка – Леонидом Карловичем Бекманом.

По результатам проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования, текст песни занял 29-е место в топ -100 самых популярных в России стихотворных строк, включающем, в числе прочего, русскую и мировую классику.

История знаменитого музыкального произведения началась более века тому назад.

Считается, что она появилась где – то в 1903 – 1905 годах, а она продолжает звучать ежегодно, в дни новогодних и рождественских торжеств.

Есть предположение, что эта мелодия была немецкой народной и появилась в самом начале 19 –го века. Её использовали в песне немецких студентов в 1819 году под названием «Мы построили величественный дом».

Ещё со времён учёбы в гимназии Раиса Гидройц (в замужестве – Кудашева) писала стихи.

Правда, её первое стихотворение под названием «Ручейку» было отослано в журнал «Малютка» лишь в 18 лет, притом под псевдонимом. После этого она начала печататься в различных изданиях, но её настоящее имя читателю было неизвестно. Причиной тому была её скромность.

После гимназии она работала гувернанткой у князя – вдовца Кудашева. Со временем сама стала княгиней Раисой Кудашевой. Она продолжила поэтические эксперименты.

В декабре 1903 года журнал «Малютка» опубликовал стихотворение «Ёлка», положив начало создания будущего русского шедевра, который продолжает триумфальное шествие по просторам России.

Музыку к стихотворению через два года написал столичный дворянин и учёный Леонид Бекман. Она появилась как раз ко дню рождения его дочерей. Так Леонид Карлович пытался отвлечь семейство от довольно мрачных событий того времени: забастовок, беспорядков и тому подобного.

Песня была сохранена для потомков благодаря супруге и профессору консерватории Елене Александровне Бекман – Щербине. Как сама она вспоминает:

«Чтобы не забыть мелодию, я записала её, так как автор на этот счёт был «неграмотным» - просто не знал нот. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песни и , чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать сборник с рисунками – силуэтами. Так появился сборник «Верочкины песенки», позже и второй «Оленька – певунья» - песни для второй дочки. Книжки имели большой успех.

Песенки одобрили такие музыканты, как Танеев, сёстры Гнесины, Скрябин, Рахманинов».

Друзья и обеспечили славное будущее песне»В лесу родилась ёлочка».

Раиса Адамовна узнала, что к её стихотворению написана музыка, лишь в 1921 году, когда случайно услышала её в поезде. Песенку пела маленькая девочка.

Но в 20-е годы прошлого века в стране ломались все устои. Антирелигиозный разгул коснулся даже Деда Мороза, которого придумал Владимир Одоевский.

Не оставил без внимания и маленькую ёлочку.

Но спустя некоторое время страна вновь обратилась к русским традициям.

Вернулись и новогодние праздники, а вместе с ними коллективные ёлки для подрастающего поколения.

Заслуженная слава настигла Раису Абрамовну лишь в пятидесятые годы прошлого века, когда она дала два интервью, опубликованные в «Вечерней Москве» и «Огоньке». Правда, встретила она всё это спокойно, поскольку никогда не хотела привлекать к себе внимание.

«В лесу родилась ёлочка» стала песней, которая способна принести славу авторам даже в том случае, если они создали одно – единственное произведение.

Песня пришлась по душе миллионам людей. Армия её поклонников будет расти с каждым годом, столетием.

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зелёная была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай – бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Трусишка – зайка серенький

Под ёлочкой скакал,

Порою волк, сердитый волк,

Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому

Под полозом скрипит;

Лошадка мохноногая

Торопится, бежит.

Везёт лошадка дровенки,

А в дровнях – старичок,

Срубил он нашу ёлочку

Под самый корешок.

Теперь ты здесь, нарядная,

На праздник к нам пришла

И много, много радости

Детишкам принесла.

Две последние строки куплета повторяются.

1 вариант: «На дровнях – мужичок».

1 вариант: «Теперь она, нарядная…».

Стихи у Раисы Кудашевой имели продолжение:

«Веселей и дружней

Пойте деточки!

Склонит Ёлка скорей

Свои веточки.

Выбирайте себе

Что понравится…

Ах, спасибо тебе,

Ель – красавица!»

Материал подготовлен музыкальным руководителем ГБДОУ д/с №55 Гордеевой М.Ю.

Экология в музыке с самых ранних лет.

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не зная, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.

Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки – прибаутки, считалочки, песенки – небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку – Мурысоньку», «Курочку – рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метёт. Очень нравятся детям песенки про «петушка – золотого гребешка», про всяких птичек – невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу».

Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зёрнышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.

А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о берёзке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своём огороде и т.д.

А какие лица у детей, танцующие с цветами на празднике, зная, что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками.

На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми отправляемся на прогулку, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о природе, о солнце, о листве – обо всём, что нас окружает.

Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым.

А в исполнении взрослых песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», которую дети слушают с большим удовольствием и даже подпевают, говорит сама за себя.

Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!

Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.

Стихотворение «Надо беречь природу».

Саша быстро одевался.

И на улицу помчался.

Стал резвиться и играть,

Из рогатки в птиц стрелять.

Ветку дерева сломал –

Воробьёв он ей пугал,

А потом дразнил собаку,

Наступил он ей на лапу.

Во дворе кота поймал –

К хвосту банку привязал,

А потом стрекоз ловил.

Гнездо птичек разорил.

Муравейник раскопал

И цветы на клумбе рвал.

А на лавочке – позор!

Вырезал ножом узор.

К Саше девочка подходит,

Глаз с него она не сводит.

Очень маленького роста,

Младше Саши – это точно.

Говорит ему малютка:

«Что ты сделал – просто жутко.

Ты вредитель, хулиган,

Злой и скверный мальчуган!»

Очень стыдно Саше стало,

Настроение упало,

Хулиганить надоело.

И решил тогда он смело:

Будет он беречь природу,

Землю, птиц, зверей и воду.

Будет он не хулиган,

А очень добрый мальчуган.

Снова вышел на прогулку –

Птицам крошит Саша булку,

Ветку ловко подвязал

Ту, что только что сломал.

Молоко коту налил

И собаку накормил.

Он покрасил всю скамейку,

И цветы полил из лейки.

Хулиганить – не охота,

Губить природу – это плохо!

У природы живые краски,

И пусть живёт она без опаски.

Пусть живут звери и птицы,

Пусть человека никто не боится!

Пусть дивной красоты

Цветут по всей земле цветы!

Музыкальный руководитель ГБДОУ №55 Гордеева М.Ю.



Музыкально – ритмические движения у дошкольников

Огромное влияние на развитие ребёнка оказывает совместный вид музыкальной деятельности – это музыкально – ритмические движения.

В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребёнка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Поэтому на занятия в дошкольном учреждении можно рассматривать как на важный процесс развития детей.

Музыкально – ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. В древней медицине рекомендовалось даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние ужаса, испытываемого человеком.

Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма при выполнении музыкально – ритмической гимнастики несёт мощный оздоровительный заряд. В прошлом веке русским физиологом И.Р. Тархановым было доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения. Звуковые ритмы воздействуют на ребёнка, когда он находится ещё в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребёнка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребёнок, успокаивает его. На ритмы сердца ориентируются и композиторы. Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же походных маршей усиливает до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией.

Занятия движениями под музыку имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально – волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.

В процессе движений под музыку ребёнку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.

Сначала это происходит с помощью взрослого, потом самостоятельно.

Даже элементарные движения: топ, шлёп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребёнка. Ведь выполняя их, ребёнок откликается на определённый ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, разнообразных прыжков и подпрыгиваний. Они используются и в целях развития мышц плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, вырабатывают хорошую, правильную осанку, учат детей пространственным ориентациям ( вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз, движения шеренгой, в колонне, звеньями и т. д.) Более того, занятия способствуют раскрепощению детей, раскрытию индивидуальности и положительно влияют на умственное развитие ребёнка.

В нашей работе музыкально – ритмические движения используются и в подвижных играх, хороводах, различных упражнениях под музыку, утренней гимнастике и, конечно же, в танцах.

                  Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 55 Гордеева М.Ю.

Музыкальное воспитание детей.

Огромное влияние на воспитание и развитие ребёнка оказывает совместная музыкальная деятельность. Главной задачей является создание условий для эмоционального отдыха, снятия психологического напряжения, улучшения психологического климата. Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. Известно с давних пор, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве. Ещё Платон говорил «…воспитание в музыке надо считать самым главным». Музыка обладает уникальными свойствами воздействия на эмоциональную и физическую сферы, а при интеграции с разными областями воспитания даёт особый эффект в развитии ребёнка.

В детском саду дети, как нигде, много поют. Это один из ведущих видов совместной музыкальной деятельности. В последнее время мы включаем в сценарии праздников выступление родителей, педагогов. Они поют одни, хором, поют с детьми, что очень сближает и обогащает взаимодействие детей и взрослых, имеет большое воспитательное значение. Совместное пение – самый доступный вид искусства для любой семи, а главное очень полезный. Все рекомендации, советы можно дать родителям в личной беседе, написать в папках – передвижках, беседовать на родительских собраниях. Пение – это физиологический процесс, это путь к здоровью, Ещё Авиценна говорил, что лучшим упражнением для сохранения здоровья считается пение. Народная мудрость говорит, что лучшим упражнением для сохранения здоровья считается пение. Народная мудрость говорит: «кто много поёт, того хворь не берёт». Пение помогает избавиться от стресса. Во время пения вырабатывается гормон радости – эндорфин, повышается тонус, улучшается дикция, исправляется заикание, улучшается иммунитет. Дети, занимающиеся пением, отличаются от сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Пение может воздействовать на больной орган, вызывая здоровые вибрации. У поющего человека 20% звука направлено во внешнее пространство, а 80% во внутрь организма. Тренаж диафрагмы, дыхательных мускулов, дренаж лёгких помогают при бронхиальной астме, пневмонии. Наша работа в этой области включает разнообразные игровые методики и приёмы. Это – дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные фонопедические упражнения, логоритмические, песенки – распевки, работа с мелкой моторикой – пальчиковая гимнастика или пальчиковый игро – тренинг. Рекомендациями по игровым методикам, упражнениям тоже можно поделиться с родителями.

                      Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с№ 55 Гордеева М.Ю.

«Игра – как средство воспитания творчеством».

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский.

В любом ребёнке - от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо, наоборот – развивается.

И в связи с этим встаёт задача не навредить, не «убить» в ребёнке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого важно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.

Главной проблемой в начале любого обучения детей является их недостаточная мотивационная готовность к обучению.

Если удаётся обеспечить непосредственный интерес ребёнка к обучению, то оно и само развитие идёт вперёд. Преодолеть трудности мотивационного плана можно сделав обучение интересным занятием, т.е. проводя его в форме творческих и развивающих игр, рассчитанных на увлечённость ребёнка и на его обучение путём пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Кроме того в любой игре, как и в остальных видах творческой деятельности, не прерывается процесс воспитания детей.

Так что же такое игра?

Игра – это деятельность, которая отражает отношение личности к миру, что её окружает. Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий.

Человечество вновь и вновь создаёт свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы.

Узы, которые связывают игру и красоту, очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всякого свободная, вольная деятельность.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие его к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребёнка.

Вывод: Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок познаёт мир в процессе деятельности.

Игры обогащают детей новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Они развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка. Разнообразные движения и действия детей во время игры влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребёнка.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов.

Задача педагога – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает воспитательный процесс бессмысленным.

Игры должны предлагаться в соответствии с учётом необходимой последовательности этапов – от самых простых к более сложным.

В каждой игре необходимо опираться на то, что ребёнок уже умеет делать и что он сам любит делать. На этой основе надо вводить новые действия и новые задачи.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребёнком окружающего мира путём активного соучастия в творчестве и повседневной жизни людей.

Средствами игры являются:

- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженные в образах речи, В переживаниях и действиях ребёнка;

- способы действия с определёнными предметами в определённых обстоятельствах;

- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Главный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребёнку наслаждение.

Поэтому, правдиво и утверждение, что игра – это средство удовлетворения потребностей детей в отдыхе.

Особое место занимают игры, которые создают сами дети, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Развивающие игры – это игры, отражающие конкретные образы с помощью мимики, жестов, интонации и т.д., исключительно ценный способ вовлечения ребёнка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом и доступностью движений у малыша, постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

В творчестве – ребёнка исправлять нельзя, и в игре нет слова « нет».

Автор: Гордеева М.Ю.


Движение как потребность в самовыражении.

Автор : Гордеева М.Ю.

Наиболее эффективной потребностью в самовыражении является движение под музыку: ритмические упражнения, ритмическая пластика,танец и другая творческая деятельность.

1.Потребность в ритмическом упражнении.

На занятиях ритмики я стараюсь привить детям любовь и интерес к ритмическим упражнениям под музыку. Это моя основная задача в воспитании детей. Занимаясь с детьми ритмическими упражнениями я преследую следующие цели: раскрепощение каждого ребёнка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, развитие музыкальности, пластичности, умение творчески ощущать своё восприятие музыки и движения.

Те дети, которые испытывают затруднения в исполнении движений под музыку, стараются уклониться от таких занятий - таким детям в первую очередь необходимы занятия ритмикой.

Занятия должны приносить детям радость.

Все упражнения я показываю наглядно. То есть сама хочу привлечь детей к совместному движению. Тем самым я показываю каждому ребёнку. Что он может. Что у него получаетсяи что движения под музыку приносят истинную радость.

Ритмические упражнения помогают мне выявить музыкальные и творческие способности детей.

Занимаясь ритмическими упражнениями, дети активно участвуют в передаче характера музыки: её темпа, динамики, ритма, формы.

Дети подвижны и восприимчивы к музыке.

Музыкальный ритм в пластике теснейшим образом связан с моторной мышечной реактивностью человека. На занятиях ритмикой надо создавать непреодолимое желание детей выражать себя.

Музыкальное развитие детей целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений. Путём постоянного усложнения музыкального материала.

Эмоции, вызванные музыкой. Создают определённую двигательную активность и мне необходимо направит её в нужное русло и подобрать разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Двигаться как подсказывает музыка - строгий закон, который следует соблюдать.

Свобода и непосредственность – составляют привлекательную особенность ритмических занятий. Обучение детей ритмике я начинаю с дошкольного возраста, так как именно они испытывают потребность в движении. По тому как двигаются дети под музыку. Я могу выявить их творческие возможности. Занятия пробуждают светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.

Я стараюсь научить детей «любоваться» своим телом и заставить их поверить в себя. В свои силы и возможности.

На занятиях включаются движения из области физкультуры, гимнастические упражнения. Ритмопластики, движения из области бального и народного танцев.

Все движения должны вытекать из музыки, отражая не только её общий характер. Но и конкретные средства музыкальной выразительности.

2.Почему танец является идеальной формой творческой деятельности.

Танец-это важнейшая форма самовыражения, в котором неизбежно участвует тело, мозг и душа. Танец устанавливает наш контакт с телом.

Творческие проявления - это умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придуманных собственных «ПА».

Дети под воздействием танца становятся более сильными, здоровыми и полноценными людьми.